Раз такое дело (из меня сделали FAQ
), продолжу в том же духе.
При записи (оцифровке) звука на компьютер желательно по максимуму использовать возможности Вашей звуковой карты, т.е. параметры битность (bit) и частота сэмплирования (sample rate) должны быть установлены на максимально возможные отметки. Делается это в свойствах трека или просто в настройках программы, с помощью которой осуществляется запись. Для чего это нужно? Дело в том, что, во-первых, максимально возможные настройки - это те параметры, под которые "заточены" все узлы звуковой карты, именно на них она обеспечивает наилучшие характеристики. Во-вторых, после записи в любом случае необходимо сделать некую обработку полученного сигнала (об этом далее), которую нужно делать в максимально возможном "разрешении" для минимизации потерь.
После того, как сигнал с максимально возможным качеством попал в компьютер, необходимо сделать следующие обработки:
- чистка (щелчки, паузы, грязь и т.п.)
- эквализация (отрезание звуков с частотой менее 20..30 Гц, более 10..20 кГц)
- нормализация
- преобразование в формат 16/44 (если запись проводилась в другом формате)
С чисткой всё понятно, все чихи-пыхи, щелчки коммутации (датчиков, пресетов и т.п.), лишние касания струн и прочие лишние призвуки убираем мануальным путём (выделяем, удаляем/мьютируем или делаем кроссфэйды).
Эквализация. При записи "в линию" в компьютер попадает достаточно широкополосный сигнал, поэтому всё что вне звукового диапазона желательно обрезать. Делается это эквалайзером. Для электрогитары как правило смело можно обрезать всё что ниже 20...50 Гц и выше 10 кГц. Ненужные частоты при кодировании в МР3 будут излишне перегружать психоакустические алгоритмы, что не добавит качества...
Нормализация нужна для того, чтобы эффективно использовать маленький динамический диапазон (ограниченный 16-ю битами) принятый в CD и МР3. Суть этого процесса проста: все отсчёты звукового файла умножаются на такую константу, что самый максимальный отсчёт не превысит значение 0 Дб.
Преобразование в формат 16/44 (т.е. 16 бит, 44.1 кГц). Если запись производилась именно в этом формате, то этот шаг можно пропустить. Современные звуковые карты как правило позволяют записывать сигнал в более лучшем разрешении (24 бита 96 кГц и лучше), что и нужно использовать (причины описаны выше). Но для кодирования в МР3 необходимо преобразовать сигнал в формат 16/44. Это делается в два прохода. Сначала (если необходимо) изменяем (понижаем) частоту сэмплирования до 44.1 кГц, а потом (если необходимо) понижаем "битность" до 16.
Полученный файл в формате 16/44 можно "скармливать" МР3-кодировщику.
Выше описан минимум операций с записанными сэмплами, позволяющий максимально честно и в то же время эффективно передать записанный сигнал.
Для повышения эффективности воздействия сэмпла существует множество "нечестных" методов обработки сигнала до этапа преобразования в формат 16/44. Например:
- компрессия сигнала (при грамотном подходе, как правило, делает звук сэмпла более эффектным за счёт "вытягивания" плохо слышимых гармоник, звук становится "сочнее", "богаче")
- эквализация звукового диапазона (провал/задирание частот для получения более клёвого звука)
- смешивание сигнала с его немного сдвинутой во времени копией (имитация от более объёмного звука до искусственного дабл-трека)
- наложение эффекта хорус (обогащение звука)
- наложение реверберации (имитация несуществующего помещения/окружения)
и т.д.