Промелькнуло сообщение, что де раздел ЧАВО заполняется все реже и реже. Беремся исправить этот пробел возможными силами...
Коль скоро сайт посвящен, в частности, созданию примочек, неплохо было бы объяснить что они вообще из себя представляют (раз уж это настоящий ЧАВО).
"Примочки", они же "агрегаты", "эффекты" служат для изменения звука электрогитары (балалайки, мандолины и т.д.) до неузнаваемости. Собственно, задача эффектов подогнать звук под нужный стиль музыкального произведения.
Простые эффекты:
Дисторшн, овердрайв (distortion, overdrive) - эффект, основанный на ограничении сигнала по апмлитуде. Звук - плотный. В зависимости от частотных характеристик получается звук соло-гитары, блюз, хард-рок, хэви-метал. В основе: перегрузка выходного усиливающего элемента или какого-либо промежуточного звена. Из синусоиды в идеале получается "квадратоида", бишь меандр. Но это идеал не в плане звука, поэтому создатели драйв-примочек стараются сделать форму сигнала позаковыристей.
P.S. Самое любимое занятие драйвостроителей (сродни хобби) - спорить какой вид перегрузки лучше - ламповый или транзисторный.
Частотные эффекты - эффекты, основанные на изменении частотных характеристик звука. Самое простое устр-во -
эквалайзер, задачей которого, строго говоря, было вравнивание АЧХ сигнала. Теперь им эту самую АЧХ наоборот по возможности искривляют. Делаем после дисторшна провал в серединке - получаем ритм-хард, подымаем с легким перегрузом средние и чуть-чуть басов - получили нечто вроде блюз-соло. Другим забавным эффектом является
квакушка, она же
WAW - необходимая вещь для фанкеров и хиппи
. Звук гитары становится артикулированным, проще говоря гитара начинает менять интонацию, или просто квакать (это зависит от испонителя). Суть простая: узкополосный фильтр меняет свою настройку ниже или выше по частоте в зависимости от положения педали или сигнала генератора (если квакушка - автоматическая).
Делители и умножители частоты - собственно, из названия понятно, что они делят или умножают частоту сигнала. Простые аналоговые устройствава делят и умножают частоту в два раза, то есть сигнал слышится на октаву ниже или выше. Если смешать поделенные и помноженные сигналы с основным, получается органный интересный звук (правда, чтобы аккордами играть - нужно обладать завидной силой духа). Более сложные
цифровые преобразователи частоты могут изменять частоту сигнала в 1,5 раза, в 0,75 раза и.т.д. Звук таким образом сдвигается на любой нужный интервал, кроме того, если в аналоговых устройствах преобразованный звук - уже не гитарный, то цифровые устройства сохраняют тембр инструмента. Самые жуткие представители цифровых преобразователей еще и укладывают полученный звук в рамках заданной тональности. В результате, например, вместо произведения "смерть таракана", мы получаем до-мажорную гамму. Эти устройства обычно классифицируются как
гармонайзеры.
Эхо-эффекты - строго говоря, это разновидность эффектов задержки. Встречаются термины "реверберация" и "эхо". Считают, что реверберация - это когда задержка между звуком и его эхом маленькая. Хотя если смотреть по старым примочкам, разница между "реверберацией" и "эхом" отсутствует. Эхо позволяет создать эффект присутствия в большом зале, либо в скромной студии. Эхо-эффект незаменим при длинных мелодичных соло-партиях. Интересно звучит соло, когда ритм затухающего эха совпадает с ритмом песни.
"Ревербератор" дает множестенные повторения сигнала (самый простой способ - подавать задержанный сигнал с выхода на вход через устройство усиления-ослабления (в простейшем электронном случае - резистор)). Но по сути - соласитесь, все же устройство задержки. Хотя, хороший "ревер", конечно же содержит и фильтры и регулировку стерео-смещения для придания реального "комнатного" объема.
"Компрессор" - устройство подводящее сигнал к определенному уровню. То есть вы не получите силшком тихих или наоборот слишком громких звуков от своей гитары.
Ограничение происходит не как в дистрошне (овердрайве) по форме сигнала. Нет. Здесь, если на вход подали синусоиду, то она синусоидой и останется, только сожмется (ослабится) по амплитуде.