Very Hot Topic (More than 50 Replies) Speaker симулятор (Прочитано 1168 раз)
MARcus
Участник


Re: Speaker симулятор
Ответ #140 - 09.09.2012 :: 21:29:16
Post Tools
Изменил методику проведения эксперимента.
Записывал отклик системы на единичный импульс. Одновременно с "акустической" и электрической сторон.

Спектрограммы (голубая - зв.карта-УМ-каб-мик-зв.карта, пурпурная - зв.карта-УМ (на вторичке вых. транса (нагрузка)-зв.карта, ООС максимальна))



Нагрузка детализировано:

  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Rst7
Гуру
*****
Вне Форума


Мимо проходил...

Сообщений: 1619
Местоположение: Харків-city
Зарегистрирован: 22.03.2010
Re: Speaker симулятор
Ответ #141 - 10.09.2012 :: 14:13:09
Post Tools
Цитата:
ООС максимальна


Что значит "максимальна"?
  

(Вложенный файл удалён)

"Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредствен
Наверх
WWW  
IP записан
 
MARcus
Участник


Re: Speaker симулятор
Ответ #142 - 10.09.2012 :: 14:52:32
Post Tools
Rst7, вырвано из контекста. Максимальна для усилителя, который препарировался. Это оконечник на паре 6L6 по схеме Солдано Хот Род 50 Плюс (стандартный пуш-пулл, отвод ООС от 4 Ом обмотки, 39к на 4к7 в хвосте фазика). Под максимальностью ООС подразумевались настройки презенса и депта на минимум.

  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
MARcus
Участник


Re: Speaker симулятор
Ответ #143 - 11.09.2012 :: 22:13:46
Post Tools
Ещё маленький шажок.

Тренировка в мат.обработке.

ФЧХ и АЧХ каба по импульсной характеристике (её параметры: 96к, 32 бит, 8192 отсчётов)




Проверка организации процедуры свёртки (сравниваются "спектр свипа", прошедшего через усилитель+каб+мик со "спектром свипа", прошедшего через усилитель на реальной нагрузке и "свёрнутого" с импульсной характеристикой каба).

Ещё раз скажу - это проба работы алгоритмов, не истина в последней инстанции.




Гитарные сэмплы (через реальный каб и с выхода усила на реальной нагрузке, "свёрнутый" с импульсом каба)

http://www.onlinedisk.ru/file/943324/
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
MARcus
Участник


Re: Speaker симулятор
Ответ #144 - 12.09.2012 :: 06:33:36
Post Tools
Поправки:

1. Значение фазы не в градусах, а в радианах.
2. Значение амплитуды нужно переделать из сэмплов в децибелы.
3. Импульс содержит не только каб, но и комнату, чистого каба не получить вне безэховой (заглушённой) камеры (т.е. дома).
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
MARcus
Участник


Re: Speaker симулятор
Ответ #145 - 12.09.2012 :: 14:55:52
Post Tools


Около 40 кГц - наводка от монитора.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Speaker симулятор
Ответ #146 - 12.09.2012 :: 21:45:51
Post Tools
Комментариев пока нет - но слежу с интересом.
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
MARcus
Участник


Re: Speaker симулятор
Ответ #147 - 13.09.2012 :: 12:29:13
Post Tools
Спасибо за поддержку Улыбка.

Думаю, как устранить реверберацию из имп. характеристики...
Похоже, нужно записать импульсную характеристику комнаты в точке установки микрофона перед кабинетом с источником звука на месте динамика, а потом вычесть её из имп. хар-ки "каб+комната"... Вопрос в источнике звука...

Молотком по железке? Или теннисным шариком по полу?  Улыбка
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Speaker симулятор
Ответ #148 - 13.09.2012 :: 13:03:32
Post Tools
Классика тестового импульса - электрический разряд.
Так, что емкость побольше заряжаешь - а потом отвёрткой  Подмигивание
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
MARcus
Участник


Re: Speaker симулятор
Ответ #149 - 14.09.2012 :: 14:17:09
Post Tools
После апробации клика барабанных палочек, хлопка в ладоши и стука теннисного мячика по ламинатному полу Улыбка была вспомнена гидроакустика, в которой наряду с электроразрядными мощными излучателями используются пневматические. Посему в качестве источника ультракороткого звукового импульса был выбран лопающийся мини воздушный пузырь, выполненный путём вакуумирования ротовой полостью с последующим скручиванием основания некоторой площади тонкого резинового лоскутка, оставшегося после большого взрыва детского воздушного шара (ака "пуцка") Улыбка. Этот пузырёк-шарик протыкался иголкой, в результате чего раздавался резкий хлопок.

Вот картинка.
Микрофон стоял в том же месте, напротив динамика кабинета, как и при записи щелчка через кабинет.



На осциллограмме виден период низкочастотного кол##ания. Полагаю, это "отзвук" динамика... Т.е. для записи отклика комнаты каб нужно убирать с его места. Но тогда эксперимент утратит свойство "единства места".

Кроме того, при записи щелчка с каба был записан также 100 Гц гул-фон (пусть и минус 70 дБ), искажающий импульсную характеристику.

Посему делаю вывод, что ну его на фиг заниматься дома такой хренью, где нет никаких условий для проведения акустических измерений и времени для развития и проведения новой стадии эксперимента.  Печаль

Свёртка получилась - и хорошо  Класс.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Raskita
Новичок канифольный
*
Вне Форума


GtLab throu the never!

Сообщений: 23
Зарегистрирован: 22.02.2014
Re: Speaker симулятор
Ответ #150 - 29.04.2014 :: 21:10:00
Post Tools
Ап.

К вопросу "объёмности" звучания кабинета 4х12.

Цитата:
Когда динамик выходит из поршневого режима, возникает зонный режим, обусловленный конечной жёсткостью диффузора, теперь участки диффузора перестают двигаться строго синхронно, а соответственно, и излучают уже не в фазе. На АЧХ зонные кол##ания естественным образом проявляются в виде изрезанной АЧХ, а как может быть иначе? Одни участки диффузора колеблются синфазно, и их излучение складывается «полной ступнёй». Другие — со сдвигом по фазе, их вклад в общее дело уже не такой, каким мог быть. Третьи — вообще колеблются в противофазе с другими и «отъедают» часть звукового давления. Размер и положение таких зон — функция частоты, отсюда и причудливость (той или иной степени тяжести) АЧХ в области зонного режима.

http://avtozvuk.com/az/2010/03/060.htm

Цитата:
Для начала немного о работе динамиков. Как известно, динамик состоит из катушки, расположенной в кольцевом магнитном поле, жестко связанного с ней диффузора, и системы подвеса. При подаче на катушку электрического тока, возникает магнитное поле, которое, взаимодействуя с постоянным кольцевым магнитным полем, приводит диффузор в движение. При этом, для любого динамика, с диффузором, выполненным из самых различных материалов существуют три характерные частотные области звучания:
Поршневая область. Это область низких частот. В этом диапазоне весь диффузор работает как единое целое.
Дифракционная область. Это в основном средние частоты. В этой области размер диффузора становится сравним, или даже меньше длины звуковой волны, а его жёсткости уже не хватает для работы в поршневом режиме. Соответственно, звуковая катушка возбуждает в материале диффузора звуковые волны, которые доходят до диффузородержателя, отражаются от него, и возвращаются назад, создавая дифракционную картину, с сопутствующей «гребенчатой фильтрацией», и стоячие волны. Для борьбы с этим малоприятным явлением диффузор «разбивают на части» с помощью кольцевых концентрических углублений, изменением толщины диффузора, подбором его материала, и пр.
Высокочастотная область. В этой области работает только маленький участок рядом со звуковой катушкой, так как волны высокой частоты быстро затухают в материале диффузора. Вероятно, вы видели конусы или мини-рупоры, вклеенные в центр динамика — это сделано специально для воспроизведения высоких частот. В гитарных динамиках задача воспроизведения широкополосного сигнала не стоит, поэтому роль ВЧ-излучателя в них выполняет сферический колпачок, заодно выполняющий функцию защиты магнитного зазора от пыли.

http://www.rp-studio.ru/articles/psixoakustika-i-mikrofonnye-texniki-part9-mikro...


  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Raskita
Новичок канифольный
*
Вне Форума


GtLab throu the never!

Сообщений: 23
Зарегистрирован: 22.02.2014
Re: Speaker симулятор
Ответ #151 - 29.04.2014 :: 22:02:50
Post Tools
Странно, не могу редактировать сообщение после его загрузки (пропали кнопки "изменить", "удалить").




https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0CEIQFjAC&url...

Резонанс подвижной системы динамика (подвес)
















Звуки:
1. 4х12 V30 без оформления
https://app.box.com/s/5yh2yx6qq31taf8ml6b5

2. 4х12 в оформлении.
https://app.box.com/s/9q43gz29b60alxkquulo

На АЧХ 4х12 в кабе в области 500-600 Гц и >1 кГц имеются провалы-пики, обусловленные модовостью кол##аний конической диафрагмы-диффузора. Они и придают "гнусавость" и "объёмность" (помимо буханья НЧ) звучанию каба 4х12. (Увеличение частоты основного резонанса и отдачи на НЧ при помещении ГД в оформление подразумевается и здесь пока не рассматривается в силу "пройденности" этого этапа на форуме.)

Некогда была тенденция поиска призвуков в виде (пере)отражений, так вот в данном случае имеет место параметрический резонанс со своей АЧХ-ФЧХ, который может рассматриваться как отдельный источник кол##аний, дающий вклад в итоговый результат.

Пока для меня открыт вопрос об "усилении" этого эффекта именно в 4х12 по сравнению с 1х12 в том же кабе и по сравнению с дином без оформления.
Скорее всего, при уменьшении общей гибкости (при помещении 4х инов в один каб) условия для "махания крыльями" частями диффузора становятся более благоприятные.


Цитата:
ИЗГИБНЫЕ ВОЛНЫ
- деформации изгиба, распространяющиеся в стержнях и пластинках. Длина И. в. всегда много больше толщины стержня и пластинки. Если длина волны становится сравнимой с толщиной, то движение в волне усложняется и волну уже не наз. изгибной. Примеры И. в.- стоячие волны в камертоне, в деках музыкальных инструментов, в диффузорах громкоговорителей, а также волны, возникающие при вибрациях тонкостенных механич. конструкций (корпусов самолётов и автомобилей, перекрытий и стен зданий и т. п.).В бесконечных стержнях и пластинках возникают бегущие И. в. В стержне направлением распространения волны является его ось; в пластинке плоские И. в. могут распространяться по любому направлению, ориентированному в её плоскости и, кроме того, возможны цилиндрич. И. в. При распространении И. в. каждый элемент стержня или пластинки смещается перпендикулярно оси стержня или плоскости пластинки (рис.).

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_physics/1044/%D0%98%D0%97%D0%93%D0%98%D0%91%D...



Цитата:
Диффузор — основной излучающий элемент громкоговорителя, который должен обеспечивать линейную АЧХ (Амплитудно-частотная характеристика) в заданном диапазоне частот. В идеале диффузор должен работать как поршень, совершая возвратно-поступательные движения передавать кол##ания звуковой катушки окружающему воздуху. Однако по мере повышения частоты в нём появляются изгибающие усилия, что приводит к появлению стоячих волн, а значит — пиков и провалов резонанса на АЧХ громкоговорителя, и к искажениям звука.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0...

Цитата:
На низших частотах диффузор ведет себя как колеблющийся поршень. АЧХ головки с оптимально сконструированным диффузором имеет в этой области гладкую форму. На средних частотах скорость изменения фазы сигнала в звуковой катушке превышает скорость распространения механического возбуждения в материале диффузора. Последний уже нельзя рассматривать как колеблющийся поршень, поскольку не все его участки колеблются в фазе с подводимым к катушке сигналом. Однако затухание кол##аний в материале диффузора на этих частотах еще недостаточно велико и, достигая диффузородержателя, они отражаются от него и распространяются в обратном направлении. Из-за взаимодействия прямых и отраженных кол##аний на диффузоре образуются участки с интенсивным противофазным излучением — стоячие волны (такой режим возбуждения называется парциальным). В результате на АЧХ головки возникают значительные нерегулярности (пики и провалы), размах которых у плохо сконструированного диффузора достигает десятка децибел.

http://rfanat.ru/s3/aud-486.html
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Raskita
Новичок канифольный
*
Вне Форума


GtLab throu the never!

Сообщений: 23
Зарегистрирован: 22.02.2014
Re: Speaker симулятор
Ответ #152 - 29.04.2014 :: 22:15:51
Post Tools


Для V30 Dд.эф. приблизительно равно 254 мм, тогда критическая частота имеет значение:
1,1*104/25,4=433 Гц.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Raskita
Новичок канифольный
*
Вне Форума


GtLab throu the never!

Сообщений: 23
Зарегистрирован: 22.02.2014
Re: Speaker симулятор
Ответ #153 - 01.05.2014 :: 19:57:53
Post Tools
Ещё звуки:
3. 1х12 V30 без оформления
https://app.box.com/s/vsq71isttbawv6k13l8v

4. 1х12 в оформлении 4х12
https://app.box.com/s/bhpz4muj1kh8u0dbn75o


По поводу "стоячих волн внутри кабинета" и якобы возникающих из-за них осцилляциях результирующего спектра.

Нет их.

Мне удалось поймать осцилляции при наличии эхоимпульса от угла комнаты, где проводились "измерения" (это было проверено изменением геометрии эксперимента).
В случае отсутствия эхоимпульса осцилляций нет (изображения ниже).

Ещё один довод.
Временная задержка эхоимпульса в данном случае - 13 мс, что соответствует расстоянию 2,145 м (как раз расстояние в комнате до угла, откуда пришёл эхосигнал).
В случае наличия эхоимпульса от задней стенки каба, приходящего на микрофон (именно этот механизм я рассматриваю как возможный для образования интерференции с возникновением осцилляций в результирующем спектре) задержка должна составить примерно 1,8 мс, что примерно в 10 раз меньше.
На осциллограмме на "расстоянии" 1,8 мс от начала отклика нет никакого эхоимпульса.
Далее.
Разностная частота биений тем ниже, чем меньше фазовый сдвиг между ними (не совсем корректно, но пока так на скорую руку), следовательно, чем ближе эхоимпульс к излучённому импульсу, тем ниже частота осцилляций. В этом случае на результирующей спктрограмме мы имели бы медленные осцилляции, которых реально нет.

  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Rst7
Гуру
*****
Вне Форума


Мимо проходил...

Сообщений: 1619
Местоположение: Харків-city
Зарегистрирован: 22.03.2010
Re: Speaker симулятор
Ответ #154 - 01.05.2014 :: 22:09:10
Post Tools
Цитата:
По поводу "стоячих волн внутри кабинета" и якобы возникающих из-за них осцилляциях результирующего спектра.

Нет их.


Вы не туда смотрите. Покажите полностью АЧХ по импульсу от 20Гц до 20кГц с логарифмической шкалой частоты.
  

(Вложенный файл удалён)

"Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредствен
Наверх
WWW  
IP записан
 
zEROID
Гуру
*****
Вне Форума


Играю на гитаре
и паяю с детства
:-)

Сообщений: 3021
Местоположение: Москва
Зарегистрирован: 24.12.2009
Re: Speaker симулятор
Ответ #155 - 01.05.2014 :: 22:39:22
Post Tools
Мужики, с праздником, глубоко копаете, молодцы. Я вижу такое решение - из исходного сигнала выделять огибающую, для начала с довольно быстрым временем раегирования,потом от неё выделять ещё одну, медленнее, это будет по сути вторая производная, ускорение от ускорения. И всю систему фильтров и задержек нужно делать взаимозависимой и модилировать  всё друг от друга. Именно так мы получим "живость" звучания. Нет смысла упираться в моделирование какого-то одельно взятого кабинета. Принцип поняли, ок. Нужно создать инструмент для формирования звучания электрогитары, баса да чего угодно, с "живым" откликом, вот и всё. Как только будет многомодовость резонансов, зависимость частот, добротностей, нелинейностей от динамики сигнала с плавающими таймингами, сразу получим вменяемый результат.

Ещё для размышления - в закрытом кабинете на никочастотных пиках амплитуды меняется давление и от этого меняется скорость звука и всё что происходит в более высоком диапазоне. Можно ещё и изменение температуры начать считать, но с ума сойдёшь Улыбка
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
IP записан
 
zEROID
Гуру
*****
Вне Форума


Играю на гитаре
и паяю с детства
:-)

Сообщений: 3021
Местоположение: Москва
Зарегистрирован: 24.12.2009
Re: Speaker симулятор
Ответ #156 - 01.05.2014 :: 22:40:09
Post Tools
zEROID писал(а) 01.05.2014 :: 22:39:22:
Мужики, с праздником, глубоко копаете, молодцы. Я вижу такое решение - из исходного сигнала выделять огибающую, для начала с довольно быстрым временем раегирования,потом от неё выделять ещё одну, медленнее, это будет по сути вторая производная, ускорение от ускорения. И всю систему фильтров и задержек нужно делать взаимозависимой и модулировать  всё друг от друга. Именно так мы получим "живость" звучания. Нет смысла упираться в моделирование какого-то отдельно взятого кабинета. Принцип поняли, ок. Нужно создать инструмент для формирования звучания электрогитары, баса да чего угодно, с "живым" откликом, вот и всё. Как только будет многомодовость резонансов, зависимость частот, добротностей, нелинейностей от динамики сигнала с плавающими таймингами, сразу получим вменяемый результат.

Ещё для размышления - в закрытом кабинете на никочастотных пиках амплитуды меняется давление и от этого меняется скорость звука и всё что происходит в более высоком диапазоне. Можно ещё и изменение температуры начать считать, но с ума сойдёшь Улыбка

  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
IP записан
 
zEROID
Гуру
*****
Вне Форума


Играю на гитаре
и паяю с детства
:-)

Сообщений: 3021
Местоположение: Москва
Зарегистрирован: 24.12.2009
Re: Speaker симулятор
Ответ #157 - 01.05.2014 :: 22:44:36
Post Tools
Ой, написал с ошибками, решил подправить и вышел такой глюк ( И исправить не выходит...
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
IP записан
 
TrueVAL
Полноправный участник
***
Вне Форума


GtLab.Net forever!

Сообщений: 653
Зарегистрирован: 09.03.2012
Re: Speaker симулятор
Ответ #158 - 02.05.2014 :: 06:27:44
Post Tools
@  Raskita

Максим, закрывшись в маленькой комнате и развесив динамики по стульям, вы оказались внутри очень большого кабинета!
Об "осцилляциях результирующего спектра" замечу, что они малы и будут присутствовать с любым акустическим оформлением динамиков - лишь бы стены были. Это же просто реверберация! А стоячие волны внутри кабинета есть, и их просто удобно симулировать линиями задержки. Например, с задержкой 1.8мс (задняя стенка) как раз и получится провал в районе 500-600 Гц, который делает гнусавыми все звуки, попадающие в эту яму первыми гармониками. C той же ЛЗ на АЧХ будут провалы на частотах 1.5кГц и 2.5кГц, примерно. Это уже имитация нелинейности АЧХ собственно динамика V30 без корпуса. Задержка в 5мс (боковые стенки), даст еще один ряд кол##аний, хорошо видимых на АЧХ кабинета. В звуке появится "коробочность", "объемность", присущие акустическим инструментам с деками.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Columbo
Младший паяльщик
**
Вне Форума


GtLab.Net forever!

Сообщений: 193
Зарегистрирован: 10.08.2010
Re: Speaker симулятор
Ответ #159 - 02.05.2014 :: 16:29:50
Post Tools
Комрады, вопросы по теории:
1. Стои ли встраивать спикерсимулятор в усилитель между предом и оконечником если я использую не гитарный динамик. Усилитель - Хай Октан
2. В какую часть схему обычно встраивается спикосим?
Заранее спасибо.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
 
  « Главная ‹ Раздел Наверх этой страницы