OldMike писал(а) 09.02.2012 :: 00:03:24:... форма и частота импульсов должна быть вполне определенной (кстати, из статьи я не вынес понимания, какой именно
), а простейшие однополупериодные зарядники нифига не дают...
Абсолютно верно. Электрохимические процессы, протекающие в аккумуляторах при заряде/разряде довольно инерционные, именно поэтому "тупая импульсная" зарядка от однополупериодного выпрямителя, даже подгруженного лампой накаливания, не дает ожидаемого результата.
Оптимальное соотношение зарядного/разрядного токов по длительности - 1 к ~3-5, по величине тока - 1 к ~3-10. Очевидно, что просто однополупериодное выпрямление не обеспечит первого требования, т.к. в этом случае первое соотношение будет равно ~1:1.
Кроме того, чередование зарядного/разрядного токов с частотой 50 Гц не позволяет за короткий полупериод разряда инвертировать электрохимические процессы в банке аккумулятора, что тоже снижает эффективность этого метода.
Но совсем другие результаты получаются, если период заряда в импульсном
цикле сделать порядка 1-3 секунд, при зарядном токе примерно I=С/5, или даже I=С/3 (10-15 ампер для обычного, 55 А/час аккумулятора), т.е. в два-три раза больше "общепринятого" I=С/10, а период разряда увеличить до 3-15 секунд, с током разряда, равным ~1/5 от величины импульсного тока заряда.
Рекомендуемое производителями ограничение зарядного тока на уровне I=C/10 обусловлено в основном обильным газовыделением, возникающем при зарядке. Это ограничение весьма условно, и сложилось исторически. Автомобильные акку (а речь идет в первую очередь о них), способны безболезненно "пропускать" через себя существенно большие токи (кратковременно до 800-1000 А, без разрушения), импульсный режим заряда даже повышенным относительно рекомендуемого в два-три раза током не приводит к "закипанию" электролита, и не вредит батарее.
Но относительно длинные по времени периоды заряд/разряд позволяют электрохимическим процессам "выйти на крейсерский режим", т.е. достичь оптимальной скорости регенерации.
Однако следует помнить, что импульсно-реверсивный способ заряда предназначен прежде всего для десульфатации старых батарей, и злоупотреб##ть им в отношении новых аккумуляторов не следует.
Многие современные промышленные зарядники позволяют пользователю выбрать режим по своему усмотрению: заряд постоянным током, заряд постоянным напряжением, импульсный заряд , или импульсно-реверсивный заряд. К примеру, отлично зарекомендовавший себя зарядник "Кедр", позволяет заряжать аккумуляторы емкостью до 75 А/час, имеет максимальный выходной ток всего 4,5 ампера, но при этом имеет два штатных режима - непрерывный заряд (с контролем максимального тока и максимального напряжения), и импульсный режим, при котором зарядка начинается с довольно длинных импульсов (до 30-40 секунд) максимальным током, и промежуточными паузами до 10-15 секунд, а затем, по мере увеличения напряжения на аккумуляторе, длительность и ток зарядного импульса уменьшаются, при одновременном увеличении паузы между зарядными импульсами. Это позволяет встроенному контроллеру анализировать максимальное напряжение на акку как в режиме заряда (до ~16,5 вольт на 6 банках), так и в режиме паузы (импульсный заряд возобновляется при уменьшении ЭДС батареи в режиме ХХ до уровня ~13,2 вольта).
"Кедр" позволяет осуществить и импульсно-реверсивный способ заряда: для этого достаточно параллельно выходным клеммам подключить обычную автомобильную лампу 5-15 Вт.
Как было неоднократно проверено в течение 2 сезонов эксплуатации "Кедра", заряд постоянным током длится не более 5-8 часов (зависит от степени разряда батареи), и прекращается, как только напряжение на батарее возрастает примерно до 15,2 вольт. Через несколько минут после окончания заряда напряжение на батарее падает до "рабочего": ~13,2 вольта. В дальнейшем (через несколько часов) напряжение становится еще меньше, падая, примерно, до 12,8-12,9 вольт. Заряженный таким образом акку способен отдать в нагрузку до ~60-65% от номинальной емкости.
Заряд той же батареи, примерно с такой же степенью разрядки, в режиме импульсного тока может продолжаться больше суток, при этом максимальное напряжение на батарее "под током" достигает 16,6 вольт, но длительность импульсов уменьшается до нескольких секунд, с очень длинными паузами (до 1-2 минут), а максимальная величина импульсного зарядного тока сокращается с 4,5 ампер до 1 ампера, и менее.
Аккумулятор, заряженный таким способом, отдает в нагрузку почти 100% от заявленной производителем емкости. Да и чисто субъективно, такая батарея крутит стартер автомобильного мотора гораздо веселее, и дольше, даже при температуре -33 С (ниже не проверял - бензин уже не воспламеняется искрой, а часто и бортовая электроника начинает глючить, так что нет смысла мучить батарейку).
Сейчас можно купить универсальный зарядник на микроконтроллере, способный заряжать до 27 никель-кадмиевых или металл-гидридных банок, до 12 кислотных банок, и до 7-9 литиевых банок, емкостью от 0,1 А/час до ~50 А/час. Такой интеллектуальный зарядник не только автоматически определяет тип и размер подключенной к нему батареи, но и проводит тестирование, многоцикловую тренировку и балансирование батареи, состоящей из нескольких банок. Последнее очень актуально для литиевых аккумуляторов.
Кроме того, зарядник фиксирует в памяти весь цикл заряда/разряда/тренировки/балансировки, и может вывести на дисплей кривую заряда/разряда, с точной величиной емкости аккумулятора, и величину закачанной в него энергии.