Ну, что ж - тема освоения ПРОТЕУСА (
http://forum.gtlab.net/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1358549636/0#0) плавно перетекла в некий примочечный проект, выходящий за рамки чисто туторного. Потому содержательную схемотехническую часть контента переношу в более адекватное для этого место.
Хотя пока на данную секунду проект ещё в состоянии Резиновой Зины, то бишь, чисто в виртуальной реинкарнации, есть что обсуждать, над чем задумываться. И даже послушать
То, что физическая реализация не слишком далека будет от виртуальной - как то нет сомнений.
Итак, проект Е20:
https://www.box.com/s/uazp5eum475hxxoz5c2oВ папке - схема (pdf) и кучка сэмплов (сим-реампинг).
СХЕМА: отправная точка для НИОКР - Emma ReezaFRATzitz.
http://forum.gtlab.net/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1262905640Примочка известная и обладающая интересным звучанием - но с одним весьма существенным багом: слишком высоким шумом, происходящим из-за того, что цифровые КМОП элементы никогда не оптимизировались для использования в звуковых трактах: МОПы и сами то по себе по шумам не подарки, а тут - хайгейн, панимаш (с)...
Потому давно уж родилась мысль воспроизвести структуру перегруза на более подходящих элементах - в данном случае на биполярах, что позволяет надеяться на приемлемый уровень шумов.
В качестве усилительной основы - инвертор на паре биполяров, в значительной мере по перегрузу похожий на КМОП-инвертор. Главное отличие - более низкое питание (около 1.2 В), что приводит к снижению порогов клиппирования - и потому усиление каскадов должно быть снижено. Пре- и пост-коррекция сохранены оригинальными.
ИМХО, главная фича эммы - эстафетная структура клиппирования в сочетании с соответствующей частотной коррекцией. Потому несмотря на как-бы не-ламповость структуры (около-симметричное ограничение), звук оказывается достаточно живым и текучим - всё-таки аж четыре клиппера!
Эта фича и сохранена в максимальной степени...
Сохранён регулятор тона - довольно интересный по схемореализации и по влиянию на звук. Однако схемотехническая реализация изменена - у конструктора эммы было в распоряжении два "лишних" инвертора, на которых и реализованы пост-перегрузные ступени.
В биполярной реинкарнации не вижу смысла в сохранении этих особенностей - а вот поднять усиление имеет смысл: сигнал на выходе перегруза слабоват и желательно поддать ему усиления. Что и реализовано в схеме инвертирующего каскада за счёт разделения нагрузки на две части - ООС через частотнокорректирущие цепи берётся с нижнего плеча, а выход - с верхнего. Потому общее усиление можно регулировать соотношением плеч резисторного полумоста - но только без фанатизма (не забывая про правильный выбор рабочей точки, исключающий перегруз в тон-корректоре).
Так же переставлены местами пассивный и активный тон-корректоры - в данном случае схемотехника получается проще и требуется всего один транзистор для ЭП, получающего смещение от предыдущего каскада.
Прослушка сим-реампов в общем то подтвердила правомочность такой ревизии.
По поводу первого каскада: входной ЭП исключён намеренно - есть гипотеза, что 100 кОм входного сопротивления хватит для работы в режиме перегруза, а активный байпас предпочитаю заменить пассивным.
Понятно, что инверторный каскад с высокими значениями сопротивлений - не подарок в смысле шумов и по уму стоило б переконструировать первый каскад, но этот аспект оставляю на следующий этап НИОКР и данный девайс послужит для сравнения. Тем паче, что в прототипе и вовсе он реализован на шумливом КМОП-инверторе - и ничего, пипл хавает.
В проекте Е20 так же устранён не самый умный баг эммы - число инвертирующих каскадов у неё чётное и потому неизбежны проблемы с возбудом. Это ж всё ж хайгейн!
Именно это и предопределило, в моём представлении, использование активного байпаса, а так же - довольно злобную покаскадную фильтрацию на ВЧ.
Тракт Е20 - в сумме инвертирующий и потому должен прилично работать с пассивным байпасом, имеющим большую ёмкость между контактами переключателя.
Проект планируется довести до уровня законченной конструкции - в корпусе 0124 с тремя ручками (тут БИАС крутить ни к чему).
ПРОТЕУС по идее имеет и разводчик - потому в порядке освоения сквозной проект и будет сделан в нём.
Лейка появится...
Так, что следите за добавлениями - инфа будет выкладываться по мере её появления.