Normal Topic Восстановление пластин трансформаторного железа (Прочитано 5171 раз)
Valentinych
Разбирающийся
****
Вне Форума


Homo Pragmaticus

Сообщений: 1012
Местоположение: Средний Урал.
Зарегистрирован: 12.08.2009
Восстановление пластин трансформаторного железа
17.12.2013 :: 13:28:23
Post Tools
Есть набор пластин из трансформаторного железа (статор очень хитрого электродвигателя). Пластины покрыты коррозией.
Как убрать слой ржи, и восстановить защитный слой фосфатирования на их поверхности?
Можно ли для этого использовать обычные автомобильные преобразователи ржавчины, или, все-таки, искать специальные концентраты (КФ-1, КФ-3), применяемые в электротехнической промышленности?

Советы типа "купи новое железо или двигатель" не интересуют.
  

(Вложенный файл удалён)

Хочу все знать, но... это не реально.
Наверх
 
IP записан
 
GLEB Custom
Участник


Re: Восстановление пластин трансформаторного железа
Ответ #1 - 17.12.2013 :: 13:33:28
Post Tools
Снять просто - ортофосфорная кислота, щавелевая кислота (средства для сантехники, особенно удобны гели), электролиз. Но нужно сразу защищать. По фосфатированию не скажу, но  сама ржа довольно неплохо изолирует пластины, так что с электрической точки зрения можно оставить как есть  Подмигивание Чтобы дальше не ело можно высушить и протереть масломИ20-И40 (или промывочным из автозапчастей,  оно без присадок).
« Последняя редакция: 17.12.2013 :: 13:51:10 от »  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Valentinych
Разбирающийся
****
Вне Форума


Homo Pragmaticus

Сообщений: 1012
Местоположение: Средний Урал.
Зарегистрирован: 12.08.2009
Re: Восстановление пластин трансформаторного железа
Ответ #2 - 17.12.2013 :: 19:45:19
Post Tools
Маслом нельзя - после сборки пакета статора на зубцы нужно будет наносить слой изолирующего компаунда перед намоткой фазных обмоток. На промасленную поверхность компаунд не ляжет.
И ржавчина, если ее оставить, рано или поздно будет прогрессировать из-за влажности воздуха. Поэтому ее удаление - непременное условие.
Вопрос в том, как обеспечить после удаления ржи изоляцию пластин между собой в собранном пакете.
Интересно, какой лак применяют для изоляции при изготовлении маломощных трансов?
  

(Вложенный файл удалён)

Хочу все знать, но... это не реально.
Наверх
 
IP записан
 
GLEB Custom
Участник


Re: Восстановление пластин трансформаторного железа
Ответ #3 - 18.12.2013 :: 10:46:47
Post Tools
МЛ-92 везде, но не для домашних условий
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Valentinych
Разбирающийся
****
Вне Форума


Homo Pragmaticus

Сообщений: 1012
Местоположение: Средний Урал.
Зарегистрирован: 12.08.2009
Re: Восстановление пластин трансформаторного железа
Ответ #4 - 18.12.2013 :: 13:01:28
Post Tools
Глеб, МЛ-92 это лак для "финишной" пропитки обмоток. Он обычно коричневый, разных оттенков. Есть в наличии.
Пластины электростали покрывают другими лаками. Они почти бесцветные. Это лаки масляные, на основе тунгового (лак КФ-965) или льняного масла (лак 202).
Вроде, есть еще поликасиновый лак марки 17П-5. Но что это такое, даже гугл не знает. 
К сожалению, это вся информация, которая у меня есть. "Живьем" не встречал ни первого, ни второго, ни третьего лака.

Хочу попробовать обычный автомобильный акриловый лак в аэрозольном баллоне. Для разового применения вполне сгодится. Ведь нужно распылить очень тонкий слой, и в принципе, можно сразу собрать, сжать, и в сжатом состоянии высушить пакет при повышенной температуре.
Думаю, такой изоляции вполне хватит для нормальной работы магнитной системы.

Еще вопрос: какой компаунд используют для заливки трансформаторов? Он зеленовато-серого цвета, со стекловидной поверхностью.
« Последняя редакция: 18.12.2013 :: 13:16:32 от Valentinych »  

(Вложенный файл удалён)

Хочу все знать, но... это не реально.
Наверх
 
IP записан
 
GLEB Custom
Участник


Re: Восстановление пластин трансформаторного железа
Ответ #5 - 18.12.2013 :: 18:57:33
Post Tools
Valentinych писал(а) 17.12.2013 :: 19:45:19:
На промасленную поверхность компаунд не ляжет.

Valentinych писал(а) 18.12.2013 :: 13:01:28:
Это лаки масляные, на основе тунгового (лак КФ-965) или льняного масла (лак 202).

Льняное масло в XXI веке! На высохшую плёнку натуральной олифы тоже не всякий компаунд ляжет Подмигивание

Valentinych писал(а) 18.12.2013 :: 13:01:28:
Но что это такое, даже гугл не знает. 

Видимо поэтому в ближайшей конторе по перемотке крановых двигателей всё (а не только обмотки) мажут МЛ92 (он для этого и придуман http://vsegost.com/Catalog/83/8367.shtml )
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Valentinych
Разбирающийся
****
Вне Форума


Homo Pragmaticus

Сообщений: 1012
Местоположение: Средний Урал.
Зарегистрирован: 12.08.2009
Re: Восстановление пластин трансформаторного железа
Ответ #6 - 19.12.2013 :: 09:31:15
Post Tools
Цитата:
Льняное масло в XXI веке!
И тем не менее, это именно так... Пленка масляных лаков обладает лучшим комплексом свойств. Альтернативы пока нет. Вот цитата из описания техпроцесса изготовления пластин:

Цитата:
Лаковая изоляция выполняется нанесением на вырубки слоя лака, образующего после сушки эластичную механически прочную водо-маслостойкую пленку, обладающую высокой адгезией (сцепляемостью) с листами стали и высокими электроизоляционными свойствами.
При изготовлении сердечников вырубки лакируют обычно после штамповки и снятия с них заусенцев...
Для изолировки применяется электроизоляционный лак № 202 (ВТУ МЭП 766-51) или лак КФ-965 (б. 302, ГОСТ 15030-69). Эти лаки масляно-канифольные быстрой горячей, огневой сушки. Лак № 202 изготовляется на льняном масле, а лак КФ-965 — на тунговом.
Пленки лаков, светло-коричневого цвета, гладкие, блестящие и твердые, отличаются масло- и влагостойкостью. Предпочтительным является применение лака № 202.
В последнее время взамен дефицитных лаков КФ-965 и № 202, содержащих тунговое и льняное масла, для лакировки листов стали рекомендуется заменитель — синтетический поликасиновый лак. Этот лак марки 17П-5 изготовляется на основе натрий-бутадиенового органического каучука.
« Последняя редакция: 19.12.2013 :: 09:39:11 от Valentinych »  

(Вложенный файл удалён)

Хочу все знать, но... это не реально.
Наверх
 
IP записан
 
GLEB Custom
Участник


Re: Восстановление пластин трансформаторного железа
Ответ #7 - 19.12.2013 :: 16:00:11
Post Tools
Valentinych писал(а) 19.12.2013 :: 09:31:15:
ВТУ МЭП 766-51
В последнее время взамен дефицитных лаков…

Эта фраза многое объясняет.

Если Вам нужен двигатель — мажьте всё МЛ92, а если важна историческая достоверность — можно изготовить лак по ВТУ (временным техническим условиям) 1951 года
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
 
  « Главная ‹ Раздел Наверх этой страницы