Hot Topic (More than 25 Replies) Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера (Прочитано 360 раз)
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
24.12.2016 :: 01:10:12
Post Tools
Создаю эту тему по той причине, что к обозначенному далее устройству приходится периодически возвращаться, тратя время на поиск по архивам.
Так что пусть уж всё будет под одной шапкой с правильным названием.

1. Структура - не авторская. Заимствована из мурзилки нашей, ака "Радио".
Но проверена на практике - и именно из практического опыта я настоятельно рекомендую обратить на неё внимание.

К сожалению, навскидку не помню дату публикации - потому, если кто добавит это важное уточнение, то будет правильно.
По идее - должна быть вторая половина 70-х или ранние 80-е.

2. В данной теме предлагаю обсуждать исключительно эту структуру - альтернативной схемотехникой и флеймом вокруг неё тему не зашумливать и уходить с этим в другие темы.
Другие структуры уместны к упоминанию тут для уточнения именно и только сабжевой.

3. Для конкретики - вот схема из первоисточника:
http://radiostorage.net/uploads/Image/schemes/predamps/eql_ampl-64.png (ссылка топикстартера)



ХИНТ: в первоисточнике была так же важная для понимания структурная схема - тоже хорошо б отыскать и добавить сюда.

4. Исходная структура, предназначенная для звуковоспроизведения, была мной модифицирована под гитару - потому исходная схема не есть то, что я имею ввиду.
Сейчас по памяти я свою схему не воспроизведу - но модинг был осознанный и методически обусловленный, потому его нетрудно повторить. Тем паче, что в исходной публикации содержались материалы для перерасчёта.

Итак, я пересчитал всё под полнодиапазонный октавный граф-эк - то есть, 10 полос со стандартными для студийников частотами, и соорудил себе студийник.
Был восхищён его работой - особенно с гитарой. Потому урезал количество полос под гитарные нужды и вписал это в педальку.

Гитарные частоты:

125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000

Настаиваю, что это лучший выбор - и не рекомендую от него отходить!

Под него надо пересчитать фильтры и не забыть при этом про добротность - в статье есть нужные формулы.

5. У этой структуры есть одна принципиальная особенность - отличающая от любых других GEQ-структур, благодаря которой он звучит на голову лучше всех.
Эта особенность - гладкий ход ФЧХ от полосы к полосе и отсутствие резких провалов в АЧХ, возникающих в других структурах (в статье про это расписано).
И это очень заметно на звуке!

Потому то и не надо тут разводить флейм по принципу "а можно ещё и так..." - надо максимально реализовать потенциал именно этой структуры.

6. В те времена было туго с подходящими ОУ - потому я гитарный вариант реализовал с фильтрами на КМОП-инверторах, смирившись с шумом и прочими артефактами.
Ныне, конечно, надо брать нормальные опера и лепить на них.

Вот этому делу и стоит посвятить тему - отработка наилучшего конструктивного варианта и разводка его в печати.
« Последняя редакция: 24.12.2016 :: 07:30:49 от Взводатор »  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10347
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #1 - 24.12.2016 :: 04:11:49
Post Tools
Коллега Peratron,
Ваша схема очень большая по площади, не влазит на мой монитор 23".
Можно ли привести ее в удобный для обозрения вид?
А так что сказать... набор частот усреднённый для универсальности, вполне разумно; если ещё учесть заявленные равномерности ФЧХ и АЧХ, то вполне хорошая схема.
« Последняя редакция: 24.12.2016 :: 04:25:22 от DDD »  

(Вложенный файл удалён)

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
YouTube  
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #2 - 24.12.2016 :: 06:10:36
Post Tools
@ DDD

Ссылка - на картинку в сети. Это не моя картинка - и как её зарядить в размер иной, чем по умолчанию, который даёт здешний движок, я не умею.

Подскажешь - будет моё спасибо.

А по сути - полагаю, что для интересующегося скачать картинку для своего архива и там под себя конвертнуть, есть самый правильный путь.
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
Взводатор
Модератор
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 2982
Местоположение: м.Київ
Зарегистрирован: 16.01.2006
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #3 - 24.12.2016 :: 08:13:41
Post Tools
По твоему тегу в параллельной теме Гугл дает результаты параллельной реальности. Улыбка

Что удалось найти:
http://radiostorage.net/?area=news/2873 - Источник: Борноволоков Э. П., Фролов В. В. - Радиолюбительские схемы.

http://radioslon.slovarik.org/shemy-regulyatorov-tembra-i-ekvalajzerov/pyatipolo... - Литература: Николаев А.П., Малкина М.В.  Н82 500 схем для радиолюбителей. Уфа.: SASHKIN SOFT, 1998, 143 с.

Первоисточник, видимо, надежно утерян.
  

(Вложенный файл удалён)

Нет ничего практичнее хорошей теории.
Наверх
 
IP записан
 
new_man
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net

Сообщений: 2054
Местоположение: С.-Пб.
Зарегистрирован: 18.01.2012
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #4 - 24.12.2016 :: 11:26:10
Post Tools
"Радио" 1982г. №7, стр.39-42.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
ФёдорЫч
Разбирающийся
****
Вне Форума


Long live Rock-n-Roll!!!

Сообщений: 1065
Местоположение: MSK reg.
Зарегистрирован: 14.01.2013
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #5 - 24.12.2016 :: 13:27:15
Post Tools
В журнале Радио  нарисована КРИВАЯ !!  схема эквалайзера . Правильная схема  ,которая у меня 30 лет работала (и сейчас в басовом усилителе на студии "трудится" , приведена в брошюре для радиолюбителей . Искал недавно эту правильную схему  , на форумах спрашивал -тщетно .
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
new_man
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net

Сообщений: 2054
Местоположение: С.-Пб.
Зарегистрирован: 18.01.2012
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #6 - 24.12.2016 :: 15:10:03
Post Tools
ФёдорЫч писал(а) 24.12.2016 :: 13:27:15:
В журнале Радио  нарисована КРИВАЯ !!  схема эквалайзера . Правильная схема  ,которая у меня 30 лет работала (и сейчас в басовом усилителе на студии "трудится" , приведена в брошюре для радиолюбителей . Искал недавно эту правильную схему  , на форумах спрашивал -тщетно . 


Схема вполне работоспособна.
Были претензии к перегрузочной способности. Корректирующий мод описан в "Радио" 1985г. №9, стр. 60.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
ФёдорЫч
Разбирающийся
****
Вне Форума


Long live Rock-n-Roll!!!

Сообщений: 1065
Местоположение: MSK reg.
Зарегистрирован: 14.01.2013
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #7 - 24.12.2016 :: 17:22:45
Post Tools
Это да....работоспособна  Улыбка  Но 7-8 % КНИ  на 20кГц  никакой радости не прибавляли .  Улыбка  Корректирующий мод уже после писем в редакцию опубликовали (в том числе и моего письма) . Вот схема из брошюры реально хорошо (чисто) работала . На мой взгляд (и слух) -отличный эквалайзер .
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #8 - 24.12.2016 :: 23:54:16
Post Tools
ФёдорЫч писал(а) 24.12.2016 :: 13:27:15:
В журнале Радио  нарисована КРИВАЯ !!  схема эквалайзера . Правильная схема  ,которая у меня 30 лет работала (и сейчас в басовом усилителе на студии "трудится" , приведена в брошюре для радиолюбителей . Искал недавно эту правильную схему  , на форумах спрашивал -тщетно . 
Хе-хе...
У меня вообще то фильтры были на КМОП-инверторах - как-то и не знал про такие проблемы.

Но в любом раскладе сейчас проще и правильней реализовать вариант на ОУ. Разумеется, на современных - малошумных, малопотребляющих, от рельса-до-рельса ходящих...

ХИНТ: для расчёта имеет смысл соорудить электронную табличку в экселе...
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
OlegFX
Гуру
*****
Вне Форума



Сообщений: 5097
Местоположение: Киев
Зарегистрирован: 12.08.2008
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #9 - 25.12.2016 :: 14:49:13
Post Tools
ФёдорЫч писал(а) 24.12.2016 :: 13:27:15:
Правильная схема  ,которая у меня 30 лет работала (и сейчас в басовом усилителе на студии "трудится" , приведена в брошюре для радиолюбителей . Искал недавно эту правильную схему  , на форумах спрашивал -тщетно . 

Не эта ли, случайно? http://www.radteh.ru/radio/4.html Структура  немножко другая, но в принципе, похожа.
Опубоиковано в ВРЛ101 http://publ.lib.ru/ARCHIVES/V/''V_pomosch'_radiolyubitelyu''/''V_pomosch'_radiol...
« Последняя редакция: 25.12.2016 :: 15:05:46 от OlegFX »  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #10 - 25.12.2016 :: 16:56:34
Post Tools
Это другая структура!
Отождествлять их нельзя...
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
ФёдорЫч
Разбирающийся
****
Вне Форума


Long live Rock-n-Roll!!!

Сообщений: 1065
Местоположение: MSK reg.
Зарегистрирован: 14.01.2013
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #11 - 25.12.2016 :: 18:33:49
Post Tools
Эквалайзер по правильной (из брошюры) схеме я "запустил в эксплуатацию "  в ноябре 1984 года . Брошюра должна быть до 1984 года .
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Взводатор
Модератор
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 2982
Местоположение: м.Київ
Зарегистрирован: 16.01.2006
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #12 - 25.12.2016 :: 19:34:39
Post Tools
ФёдорЫч писал(а) 24.12.2016 :: 13:27:15:
Правильная схема  ,которая у меня 30 лет работала (и сейчас в басовом усилителе на студии "трудится" , приведена в брошюре для радиолюбителей . Искал недавно эту правильную схему  , на форумах спрашивал -тщетно . 

Делай реинжиниринг!
  

(Вложенный файл удалён)

Нет ничего практичнее хорошей теории.
Наверх
 
IP записан
 
new_man
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net

Сообщений: 2054
Местоположение: С.-Пб.
Зарегистрирован: 18.01.2012
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #13 - 25.12.2016 :: 19:58:59
Post Tools
Какой смысл искать неведомые схемы в неведомых брошюрах, курочить работающие вещи?
Стартовая схема уже и с авторским модом вполне хороша, а будучи исполненной на ОУ, позволяет забыть о низкой перегрузочной способности транзисторного варианта напрочь.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
OlegFX
Гуру
*****
Вне Форума



Сообщений: 5097
Местоположение: Киев
Зарегистрирован: 12.08.2008
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #14 - 25.12.2016 :: 21:30:10
Post Tools
new_man писал(а) 25.12.2016 :: 19:58:59:
Стартовая схема уже и с авторским модом вполне хороша, а будучи исполненной на ОУ, позволяет забыть о низкой перегрузочной способности транзисторного варианта напрочь.

В схеме на ОУ R2 и R3 совсем не нужны. А R3 даже вреден, т.к. 510 кОм-ный резистор, имея тепловой шум 90 нВ/√Гц, превращает последний ОУ в паровоз (или примус, если кто знает, что это такое).
« Последняя редакция: 25.12.2016 :: 21:53:54 от OlegFX »  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
new_man
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net

Сообщений: 2054
Местоположение: С.-Пб.
Зарегистрирован: 18.01.2012
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #15 - 25.12.2016 :: 22:10:15
Post Tools
Цитата:
В схеме на ОУ R2 и R3 совсем не нужны.

Да, с R3 авторы погорячились. R2 тоже не нужен, но тут хотя бы понятен ход мыслей.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #16 - 26.12.2016 :: 05:35:12
Post Tools
ФёдорЫч писал(а) 25.12.2016 :: 18:33:49:
Эквалайзер по правильной (из брошюры) схеме я "запустил в эксплуатацию "  в ноябре 1984 года . Брошюра должна быть до 1984 года .


Ещё раз:  ЭТО ДРУГАЯ СТРУКТУРА!

Схема из брошюры к данному топику отношения не имеет!

Ещё раз это повторить? Или достаточно?
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10347
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #17 - 26.12.2016 :: 06:17:41
Post Tools
Если в стартовой схеме увеличить номинал потенциометра в 100 раз (т.е. до 1 Мом, и соответственно уменьшить номиналы кондеров фильтра, то входной импеданс самого блока фильтров увеличится до 50-60 кОм, и можно вполне обойтись без входного повторителя.
Или я неправ?
  

(Вложенный файл удалён)

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
YouTube  
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #18 - 26.12.2016 :: 11:10:19
Post Tools
Цитата:
Или я неправ?
Неправ - и сильно.
Фильтры и так - источник шумов.
Потому надо всемерно снижать импедансы (вплоть до ограничений по выходу на реактивную нагрузку канального усилительного элемента).

В сабжевой структуре весь цимес за счёт включения фильтров в параллельную ОС.
У меня канальный регулятор был 10 кОм, при этом, ограничивающие сопротивления определяют глубину ркгулирования.
Для 20 дБ, к примеру, нужны по 500 Ом.
Каналов у нас семь - для каждого нужен выходной импеданс буфера - ом 50, а лучше меньше.
Потому никаких вариантов без входного буфера не просматривается...
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10347
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #19 - 26.12.2016 :: 11:43:18
Post Tools
Понятно, разумно.
А за счет чего шумят сабжевые фильтры?
  

(Вложенный файл удалён)

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
YouTube  
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #20 - 26.12.2016 :: 11:50:25
Post Tools
Там импедансы весьма велики, и внутреннее усиление тоже...

В общем, это приходится принимать, как данность этой  структуры - но уж больно хорош звук и рулится он идеально против любых других структур.

Настоятельно рекомендую его попробовать для гитары хотя б однажды.
Разумеется, не исходные схемы, а то, что синтезируем мы тут.

ХИНТ: и в симе поглядеть на АЧХ при регулировании - многое станет ясней...
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
new_man
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net

Сообщений: 2054
Местоположение: С.-Пб.
Зарегистрирован: 18.01.2012
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #21 - 27.12.2016 :: 17:04:13
Post Tools
Ператрон, где ты видишь место этого эквалайзера?
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
igorjan
Полноправный участник
***
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 692
Зарегистрирован: 09.04.2006
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #22 - 27.12.2016 :: 20:07:07
Post Tools
После предварительного усилителя, перед усилителем мощности.
« Последняя редакция: 27.12.2016 :: 20:07:30 от igorjan »  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #23 - 28.12.2016 :: 02:45:53
Post Tools
new_man писал(а) 27.12.2016 :: 17:04:13:
Ператрон, где ты видишь место этого эквалайзера? 

Плз, уточни - место в гитарном тракте?
Дык...
Везде, где нужна эквализация - он работал прекрасно!

В первую очередь я его планировал в хвост к искажателю - и коробочка оправдала все мои надежды.
ХИНТ: очень хорошо работает с песком!
Фишка именно этой структуры - работа крайних полос в качестве шельфов, то есть управляется и номинальная полоса, и то, что за ней вне диапазона. Именно по этой причине достаточно семи полос - и при этом охватывается весь звуковой диапазон.
Когда срезаешь песок - то просто рулишь 8 кГц, и получаешь то, что надо.
Точно так же внизу - практически без переделки отлично работает с бас-гитарой, а уж для ритмухи - идеально.
А форманты в рабочей полосе позволяют строить гитарный звук очень выразительно - причём, в равной мере, как для обогащённых спектров (после искажателей), так и исходных - клины превосходные.

ХИНТ: если б я строил бы себе комб/преамп - я б сделал бы его трёхканальным и в каждой полосе поставил бы именно этот семиполосник.
Это решило бы все проблемы темброобразования с любыми гитарами и примочками раз и навсегда.

ХИНТ: очень классно это работает на входе в искажатель!
Первичный звук кондиционируется под нужный характер перегруза - можно срезать верх или низ, можно подчеркнуть нужные форманты.
Единственный недостаток - структура немного подшумливает (надо тщательно проектировать для снижения шумов - выстраивать адекватно диаграмму уровней!) и потому в хайгейне использовать для пред-коррекции придётся без фанатизма.
Впрочем, если б приспичило б - я б и для хайгейнового прекорректора нашёл бы решения со сниженным шумом.

В общем - структура годится на любое использование.

ХИНТ: Во! Вспомнил!
Я за неё получил диплом ВДНХ!
Ну, не только за гитарный эквалайзер - там была кучка всякого музыкального экстрима (включая электробарабаны и вокодер, несколько синтов  Класс) - всей командой (Студия Электронной Музыки) выставились на радиолюбительской выставке, которая в тот раз была на ВДНХ.
Ну, и почти на всё получили дипломы - в том числе, и мой гитарный комплект отметился (там был ещё, помнится, ринг-модулятор и ещё что-то - несколько коробочек).


« Последняя редакция: 28.12.2016 :: 02:46:50 от Peratron »  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10347
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #24 - 28.12.2016 :: 07:58:52
Post Tools
Насчет шумов в эквалайзере: согласен, что шумы темброблоков, несмотря на значительную амплитуду входного сигнала, весьма заметны и требуют тщательного подхода.
Как пример, был у меня случай с примочкой с эквалайзером , собранном на TL062 микросхеме. Примочка ощутимо шипела, и я задолбался искать источник шума, нисколько не подозревая, что все дело именно в TL062.
Заменил ее на TL072, и шумы уменьшились до незаметного уровня.
Вроде бы и сигнал с ограничилки амплитудой до 4-х Вольт, и сквозное усиление меньше единицы, а вот на тебе - шипела всё равно.
(Возбуда не было, смотрел осциллографом).
  

(Вложенный файл удалён)

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
YouTube  
IP записан
 
new_man
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net

Сообщений: 2054
Местоположение: С.-Пб.
Зарегистрирован: 18.01.2012
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #25 - 28.12.2016 :: 08:05:37
Post Tools
Вопрос о месте обусловлен другим вопросом: о питании. А от питания зависит конкретная реализация.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #26 - 28.12.2016 :: 11:33:59
Post Tools
Я реализовал схему в педали - классический гитарный вариант на кроне.
Потребление было не более 5 мА - потому работало долго.

Сегодня можно сделать и того меньше...
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10347
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #27 - 28.12.2016 :: 14:03:38
Post Tools
Вот хорошие ОУ для этого дела:

1)  MC33178, MC33179    
http://www.onsemi.com/pub_link/Collateral/MC33178-D.PDF

*** 140УД12 (uA776) не протянет на частотах выше 3 кГц, я пробовал (не дает достаточного усиления на этих частотах).
  

(Вложенный файл удалён)

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
YouTube  
IP записан
 
new_man
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net

Сообщений: 2054
Местоположение: С.-Пб.
Зарегистрирован: 18.01.2012
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #28 - 28.12.2016 :: 14:26:10
Post Tools
Цитата:
Я реализовал схему в педали - классический гитарный вариант на кроне.
Потребление было не более 5 мА - потому работало долго.

Я бы не взялся нарисовать схему с такими параметрами.
Может это просто воспоминания у тебя такие радужные. По молодости все, что придумывается, кажется чередой сплошных побед. И не дай бог эти победы записать и сохранить. Спустя годы взгляд на эти схемки становится все более критическим.
Этот эквалайзер сейчас у меня в симуляторе. Он не так прост, чтобы собирать его из чего попало, весьма критичен к выбору ОУ, в некоторых вариантах требует коррекции на опережение в общей петле ООС.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #29 - 29.12.2016 :: 01:11:48
Post Tools
У каждого - свой опыт.
Я только подтверждаю, сказанное выше.

Относительно критичности - разумеется, всё происходит внутри петли ООС и потому вопросы устойчивости никто и не отменит.

Но я уже говорил - у меня для канальных фильтров использовались инверторы КМОП (164 серия). Причём, даже не классические в этом применении ЛН2, а совсем даже ЛА7 - у меня в распоряжении была уникальная серия КМОП, которая не возбуждалась в активном режиме.
Вот на ней я и слепил.
Разумеется, критерии устойчивости были соблюдены - но опера они тут гораздо капризней в силу изначального избытка усиления.
У меня же петлевое усиление было минимальным - чуть больше 20 дБ.
Потому никаких проблем с коррекцией.

Впрочем, и с ОУ не вижу трудностей - просто надо правильно понять работу схемы в целом и не работать методом тыка, а осознанно и методически правильно формировать коррекцию...
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #30 - 29.12.2016 :: 01:18:07
Post Tools
Цитата:
Этот эквалайзер сейчас у меня в симуляторе. Он не так прост, чтобы собирать его из чего попало, весьма критичен к выбору ОУ, в некоторых вариантах требует коррекции на опережение в общей петле ООС.
Вот на этом как раз и стоит сосредоточить обсуждение - потому сбрасывай сюда симуляшки. Попробуем помозговать вместе...

ХИНТ: для начала - стоило б обсудить выбор типов ОУ, на которые нужно ориентироваться.
С учётом звучания, потребления,
доступности и стоимости...

ХИНТ: вариант на рассыпухе я б тоже держал бы в уме - в данном случае вполне можно синтезировать удачную схему с нужным сочетанием свойств.

ЗЫ: было б неплохо для начала проиллюстрировать АЧХ и ФЧХ - хотя б и на идеальных компонентах.
Что б тусовка правильно поняла, в чём ценность именно этой структуры...
« Последняя редакция: 29.12.2016 :: 01:20:44 от Peratron »  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
new_man
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net

Сообщений: 2054
Местоположение: С.-Пб.
Зарегистрирован: 18.01.2012
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #31 - 29.12.2016 :: 07:03:15
Post Tools
Ну вот для затравки парочка картинок.
Сначала АЧХ звеньев. Каждое звено настраивалось по отдельности емкостями для получения ряда по частоте 125, 250, 500, 1К, 2К, 4К, 8К.
Вторая картинка - симуляция схемы эквалайзера в сборе. Частота 2К поднята до конца, остальные выставлены на 0 дБ. Тут видны все фичи и баги, с которыми придется иметь дело.
-фаза меняется действительно вполне умеренно,
-поднятия АЧХ на 12 дБ, как следовало бы ожидать из соотношения резисторов 3,3К-10К-3,3К не происходит. Оно меньше, видимо из-за влияния соседних звеньев.
-суровый всплеск АЧХ в диапазоне ДВ. Сама частота 200 КГц ухом не востринимается, но на слышимое такой артефакт вполне способен повлиять.
-и наконец: 2КГц в сборе уже не 2КГц. Влияние соседей. То есть настраивать звенья по отдельности - не метод.




  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #32 - 29.12.2016 :: 08:30:08
Post Tools
Цитата:
-поднятия АЧХ на 12 дБ, как следовало бы ожидать из соотношения резисторов 3,3К-10К-3,3К не происходит. Оно меньше, видимо из-за влияния соседних звеньев.
Разумеется - но нет ни одного октавного эквалайзера, в котором нет такого влияния.
Так, что цифирьки на линейках - это в любом раскладе есть условность.

Но вот, что важно - суммарная АЧХ при разных уставках получается максимально монотонной. В то время, как все другие структуры нарисуют волну.
Так, что интерес здесь - именно в аппроксимации межполосных переходов.

ХИНТ: попробуй с помощью этого девайса нарисовать, скажем, фонокорректор. Или магнитофонный УВ (правда, тут надо десятиполоску иметь - гитарного диапазона не хватит.
Или ещё - нарисуй гитарный комбомулятор (пескорез + басс-буст).

Тут, конечно, для наглядности хорошо б и то, что рисуется альтернативными структурами - но это уже затратно.
Хотя я во времена оны я в лоб сравнивал - по живому с ГКЧ. Потому в курсе разницы. Но мужики то не знают (с)...

Цитата:
-суровый всплеск АЧХ в диапазоне ДВ. Сама частота 200 КГц ухом не востринимается, но на слышимое такой артефакт вполне способен повлиять.
Ну, это закорректируем - надо только понять, где и как ВЧ-коррекцию городить.

Но ещё раз подчеркну - ОУ дают избыток усиления и с рассыпухой в этом отношении может оказаться правильней...

Цитата:
-и наконец: 2КГц в сборе уже не 2КГц. Влияние соседей. То есть настраивать звенья по отдельности - не метод.
Там есть некая фича - схема фильтра чувствительна к выходному импедансу источника и потому при прямом соединении фильтра с движком частота настройки биквада начинает гулять.

ХИНТ: я эту структуру биквад-фильтра применял очень много где - и у неё есть особенность: в том виде, как оно нарисовано (вход через сопротивление) собственное усиление звена пропорционально квадрату добротности.
Причём, начальное усиление инвертора должно существенно превышать это петлевое усиление - что б и на ООС оставалось что-то.
Эту особенность надо учитывать при проектировании на рассыпухе.

Избыток усиления фильтра нередко приводит к внутренней перегрузке звена - которое не всегда заметно с первого взгляда.

Потому у меня образовалась привычка - нормировать усиление звена к единичному, для чего входной резистор расщепляется на два. Один служит входом, а другой садится на землю - вместе они образуют делитель, расчитываемый так, что б иметь результирующее сопротивление, равное расчётному по частотным опциям, а Кпер был обратным Кус звена.
Таким образом, на выходе всегда будет единичный Кус.

Я даже забил под этот расчёт программку для инженерного калькулятора - сразу считал и частоту, и усиление.

Именно такие фильтры и стояли у меня в эквалайзерах (и студийнике, и гитарном) - и влияние импеданса переменника ослабляется довольно сильно (с учётом комплексного расчёта всех импедансов).

Таким образом фильтры всегда имели единичный Кпер - а для петли ООС усиление делается при помощи выходного каскада (с усилением 20...40 дБ).

ХИНТ: очень важно! При такой нормировке перегрузы фильтров практически исключены!

Ну и, полагаю, с петлевым звоном на ВЧ  тоже будет иначе.

ХИНТ: ради хорошего результата не жалко и отделить буферным повторителем фильтр от переменника.
По крайней мере, в студийник я б это не пожалел - но для гитарника можно разойтись и без него (правильно рассчитав входное сопротивление фильтра под заданный номинал перемениика, оптимальом для которого я считаю 10 кОм).

Ну, а в симуляторе симульнуть с буфером - это святое...
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
new_man
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net

Сообщений: 2054
Местоположение: С.-Пб.
Зарегистрирован: 18.01.2012
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #33 - 29.12.2016 :: 10:53:40
Post Tools
Уменьшил сопротивления резисторов 3,3КОм до 2,2КОм. Получил регулирование +/- 10дБ. Нагрузка на входной повторитель и выходной усилитель возросла, что-ж, за все нужно платить...

Цитата:
суммарная АЧХ при разных уставках получается максимально монотонной.

нарисуй гитарный комбомулятор (пескорез + басс-буст).

Ответ на то и другое.



Все-таки АЧХ не совсем монотонная. Можно, конечно, уменьшить добротность, тогда другое ухудшится.

Цитата:
ОУ дают избыток усиления и с рассыпухой в этом отношении может оказаться правильней...

Да, с рассыпухой проблема меньше размером. Пара транзисторов, причем один повторителем - это умеренное усиление и практически однополюсная АЧХ активной части.
Вообще с усилением важно не переперчить. Это касается и выходного усилителя тоже.

Если пробовать подставлять в схему разные типы ОУ, то становится ясно, что схема хочет быстродействующих камешков. Особенно выходной усилитель должен иметь максимальную скорострельность. И все равно, без коррекции не обойтись.

Цитата:
у меня образовалась привычка - нормировать усиление звена к единичному, для чего входной резистор расщепляется на два. Один служит входом, а другой садится на землю - вместе они образуют делитель, расчитываемый так, что б иметь результирующее сопротивление, равное расчётному по частотным опциям, а Кпер был обратным Кус звена.
Таким образом, на выходе всегда будет единичный Кус.

Я даже забил под этот расчёт программку для инженерного калькулятора - сразу считал и частоту, и усиление.

Есть на свете хорошая книжка "Активные фильтры" г.г. Мошица и Хорна. В ней досконально описана методика рассчета множества типов фильтров, и этого в том числе.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #34 - 29.12.2016 :: 15:18:10
Post Tools
Цитата:
Есть на свете хорошая книжка "Активные фильтры" г.г. Мошица и Хорна.
Ну, не стал я мошецехорна в свою мантру вбивать - всё ж фильтры, это узкая отрасль.

А так да - тоже из подподушечных у меня был.
Правда, в эпоху симов предпочитаю методом подбора простые (до 5 порядка) синтезировать - глядя сразу на АЧХ и ГВЗ.
Там по задаче иногда совершенно чумовые структуры вылезают - канонические были хороши, когда не было возможности напрямую видеть результат. Тогда пользовались тем, что кто-то до тебя насчитал - как брадисовы таблицы  Класс
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
OlegFX
Гуру
*****
Вне Форума



Сообщений: 5097
Местоположение: Киев
Зарегистрирован: 12.08.2008
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #35 - 30.12.2016 :: 04:41:08
Post Tools
Цитата:
Кто-нибудь имел опыт с педалькой эквалайзера Boss GE-7 ?

Я имел. Нормальная педаль. На мой взгляд, частотный ряд самый оптимальный. Самое главное отличие от многих EQ - это переменная добротность - чем меньше подъём/спад, тем меньше Q (шире полоса), т.е. всё происходит очень плавно, при небольших +/- частоты настройки не идентифицируются, происходит выделение широких частотных областей, описываемое как "ярче", "теплее", "плотнее", "низастей" и т.п. ФЧХ при этом весьма гладкая, короче, всё очень музыкально получается. Я применяю подобный подход и в примочках, и в ламповых преампах. Кстати, многие студийные EQ тоже имеют переменную Q.
Конечно, с таким EQ не получится смоделировать изрезанную АЧХ динамиков с небольшими высокодобротными пиками/провалами, но это и не требуется, т.к. эмулировать (комбо) эмулятор - это, вообще-то, чистое рукоблудство.
« Последняя редакция: 30.12.2016 :: 04:57:04 от OlegFX »  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
new_man
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net

Сообщений: 2054
Местоположение: С.-Пб.
Зарегистрирован: 18.01.2012
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #36 - 30.12.2016 :: 07:27:52
Post Tools
Цитата:
переменная добротность - чем меньше подъём/спад, тем меньше Q

Было бы интересно взглянуть на схемотехнику таких звеньев.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #37 - 30.12.2016 :: 09:27:13
Post Tools
Цитата:
1/2 Offtop:
Кто-нибудь имел опыт с педалькой эквалайзера Boss GE-7 ?
Плз, почисти ветку от этого мусора (в данной теме - в другом месте сколько угодно).
Это полный оффтоп в этой ветке - потому, что это другая структура, основанная на гираторных эмуляторах индуктивностей.
Соответственно - все свойства педали соответствуют этой распространённой структуре.

Всех, продолживших этот оффтоп, тоже прошу убрать лишнее отсюда.
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13579
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #38 - 30.12.2016 :: 11:09:54
Post Tools
Псб.
Потом подчистим и эти остатки...
ОКи?

Но я не против обсуждения боссовской примочки - только пусть в другой теме.
Приму участие...
  

(Вложенный файл удалён)

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
new_man
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net

Сообщений: 2054
Местоположение: С.-Пб.
Зарегистрирован: 18.01.2012
Re: Оптимальная структура гитарного граф-эквалайзера
Ответ #39 - 30.12.2016 :: 18:20:58
Post Tools
Поставил в транзисторном варианте повторители после переменников, как о том говорилось в #32. Частоты перестали уходить. Но получившегося в итоге монстра вряд ли кто рискнет собирать в железе. Я еще помудрил над входным повторителем, выходным усилителем. Итог - 30 транзисторов, в лучших советских традициях.
Однако введенные повторители усугубили проблему с паразитным резонансом на сотне килогерц. Поэтому в микросхемный вариант совать их не стал, там и без них с этим весьма неважно.

DDD, оф или не оф, а за схемку Босса спасибо.
  

(Вложенный файл удалён)
Наверх
 
IP записан
 
 
  « Главная ‹ Раздел Наверх этой страницы