Very Hot Topic (More than 50 Replies) Selfmade Keyboards или самодельные клавиши (Прочитано 1374 раз)
KSG
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net forever!

Сообщений: 5801
Местоположение: Ufa
Зарегистрирован: 09.01.2011
Re: Selfmade Keabords или самодельные клавиши
Ответ #20 - 25.02.2020 :: 10:42:45
Post Tools
Не забудьте действительно большого мастера:
https://www.youtube.com/watch?v=-_wsbGt-ifo
  

Практика - критерий истины
Наверх
 
IP записан
 
OldMike
Гуру
*****
Вне Форума


Сложно сделать
- просто, наоборот
- сложнее...

Сообщений: 1963
Местоположение: Украина,Черкассы
Зарегистрирован: 29.04.2008
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #21 - 26.02.2020 :: 18:48:15
Post Tools
Да. это Мастер...
Но для меня он прежде всего Мастер Хаммонд-органа - другого такого нет. А на Муге - Манфредд Менн -  самый признанный Мастер... Спорить не будем - они все велики настолько, что сравнивать их лично мне невозможно - калибра (моего) не хватает... Улыбка

https://drive.google.com/open?id=1iddPeNqf1gKgUy_maGJBCDHFrEnu84Za
Ну вот такие звуки более типичны для этих синтезаторов... Улыбка
Звуки настраиваются по следующим параметрам:
Группа Осцилляторы:
- Osc1 Form (Triangl.Saw.Sqr.Sin)
- Osc2 Form (Triangl.Saw.Sqr.Noice)
- Osc1 Octave
- Osc2 Octave
- Osc2 Interval (расстройка относительно Osc1 от 0 до октавы)
- Balance (соотношение Osc1/Osc2)
Группа Огибающие (Envelope):
- Osc Attack
- Osc Decay
- Osc Sustain
- Osc Release
- Osc Level
Группа Фильтра (VCF):
- VCF Attack
- VCF Decay
- VCF Sustain
- VCF Release
- VCF Env Sens (амплитуда огибающей)
- VCF Kbd Sens (влияние клавиатуры на фильтр)
Cutoff Freq и Emphasis вынесены на отдельные кнопки на панель управления для мгновенного перехода (а Cutoff Freq еще и назначается на колесо модуляции)
Группа LFO:
- LFO Form (Triangl.Saw.Squer.Sin)
- LFO Freq
- Mod Osc Sens (влияние на частоту осцилляторов * на колесо)
- Mod VCF Sens (влияние на частоту фильтра * на колесо)
- Ptch Sens (чувствительность колеса Pitch)
- Portamento (время)
- Del LFO Rate (глубина автовибрато)
- Delay LFO (задержка автовибрато)
Параметры настраиваются по одному энкодером или кнопками "плюс " и "минус", каждая группа параметров вызывается своей кнопкой, этой же кнопкой перебираются параметры внутри одной группы.
Вся эта пачка запоминается в пресет, пресеты сгруппированы в банки по 8, 5 из них вызываются своими кнопками, а еще 3 - с помощью кнопок "плюс " и "минус".
Ну и дилей обыкновенный на 3 ручки Улыбка после всего этого...
« Последняя редакция: 12.03.2020 :: 15:50:07 от OldMike »  

производится и предлагается к продаже линия примочек/преампов RedCat BM-4/5/6/7 и SL100/FSL100
Наверх
WWWICQ  
IP записан
 
Sonic
Младший паяльщик
**
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 349
Местоположение: РОССИЯ, г. Череповец
Зарегистрирован: 23.11.2008
Re: Selfmade Keabords или самодельные клавиши
Ответ #22 - 06.03.2020 :: 14:19:21
Post Tools
По звуку почему-то вспомнился мультик "Тайна третьей планеты". )
А мне вчера подарили неисправную миди-клаву miditech MT-49. Хозяин сказал, что там рассыпалась контактная пластина под клавишами. Пока не разбирал.
« Последняя редакция: 06.03.2020 :: 14:20:05 от Sonic »  
Наверх
 
IP записан
 
KSG
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net forever!

Сообщений: 5801
Местоположение: Ufa
Зарегистрирован: 09.01.2011
Re: Selfmade Keabords или самодельные клавиши
Ответ #23 - 06.03.2020 :: 17:43:34
Post Tools
Параллельно Лорду, Мастеру Хаммонда, существовал другой Мастер - Кен Хенсли, клавишник Uriah Heep, успешно работавший с синтезаторами.
Мы почитали их за звёзд равной величины...
https://www.youtube.com/watch?v=qVobQTaoV7s
https://www.youtube.com/watch?v=LkyiQyXGHOE
  

Практика - критерий истины
Наверх
 
IP записан
 
OldMike
Гуру
*****
Вне Форума


Сложно сделать
- просто, наоборот
- сложнее...

Сообщений: 1963
Местоположение: Украина,Черкассы
Зарегистрирован: 29.04.2008
Re: Selfmade Keybords или самодельные клавиши
Ответ #24 - 07.03.2020 :: 14:17:26
Post Tools
Uriah Heep - моя давняя любовь, еще со школы... Даже Deep Purple значат для меня немного меньше... И да - сравнивать их сложно, а может и не нужно. Но лично для меня - музыка мне дороже от Uriah Heep, а Хаммондом лучше владеет Лорд...
Кстати - вот тут https://drive.google.com/open?id=1iddPeNqf1gKgUy_maGJBCDHFrEnu84Za наиграть я пытался как раз Uriah Heep, несколько кривовато, но, по моему, узнаваемо! Улыбка
Хаммонд... Много лет назад довелось некоторое время поиграть на органе Велтмайстер - как он мне не нравился, и как хотелось звука "как у Uriah Heep"! Улыбка В 2008 случилось другое знаменательное событие - мне удалось потрогать Hammond Дона Эйри.
Даже более того - техник по клавишам отвинтил у него заднюю стенку и я впервые увидел электромеханический орган изнутри!
 
К чему это я? Да в продолжение темы самодельных клавиш Улыбка. Взыграло во мне желание сделать свой Hammond! И года полтора назад я начал этот проект (дело двигается медленно - я имею привычку "забрасывать" на некоторое время проект, от которого устал). Естественно - я не ставил цель сделать электромеханический инструмент. Я решил сделать программную эмуляцию механического вала с задающими колесиками - генерировать для каждой клавиши набор из 8 (для начала Улыбка) синусоидальных гармоник, громкость каждой из них задавать своим регулятором. Первоначально за основу был взят процессор Atmega8. Мне удалось "засунуть" в него 24 синусоидальных осциллятора - набор гармоник для трех нажатых клавиш (проц генерил звук на частоте сэмплирования 31,2кГц, вывод шел на 12битный ЦАП по SPI, гармоники были строго кратны основной частоте - х2, х3, х4 и т.д.) Амплитуды гармоник задавались выбором соответствующей таблицы синусов (было 8 таблиц с разной амплитудой). Перкуссия обеспечивалась переключением таблиц на заданной гармонике (огибающая получалась ступенчатой), вот результат моделирования в Протеусе звука с перкуссией:

Структура инструмента получалась следующая - управляющий проц (клавиатура, кнопки, индикация) и 3 звукогенерирующих (9 голосов по 8 гармоник). Я дошел до стадии электромонтажа звукогенераторов... И тут я  приобрел отладочную плату "Discovery" на STM32F030... Я наивно решил, что мощности этого проца хватит на все задачи для построения Хаммонда и принялся осваивать С... Сначала шло туго, но через некоторое время пришла пора думать о конструкции инструмента...
« Последняя редакция: 11.03.2020 :: 18:17:53 от OldMike »  

производится и предлагается к продаже линия примочек/преампов RedCat BM-4/5/6/7 и SL100/FSL100
Наверх
WWWICQ  
IP записан
 
KSG
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net forever!

Сообщений: 5801
Местоположение: Ufa
Зарегистрирован: 09.01.2011
Re: Selfmade Keabords или самодельные клавиши
Ответ #25 - 08.03.2020 :: 00:32:56
Post Tools
@ OldMike

Респект тем, кто берётся за такие тяжёлые и масштабные проекты Улыбка
  

Практика - критерий истины
Наверх
 
IP записан
 
OldMike
Гуру
*****
Вне Форума


Сложно сделать
- просто, наоборот
- сложнее...

Сообщений: 1963
Местоположение: Украина,Черкассы
Зарегистрирован: 29.04.2008
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #26 - 09.03.2020 :: 08:30:30
Post Tools
Насколько масштабен мой проект - я сам не знаю.... Улыбка Мне просто нравится программировать и Хаммонд я люблю...
Все предыдущие проекты я делал на 8-битных контроллерах семейств PIC16F и Atmega... Программировал на Ассемблере (так получилось, я начинал изучать Ассемблер на КР580ВМ80А и Z80, еще на бумаге вручную по справочнику), С мне был не интересен, да и нужды в нем не было - на Асме все работает заметно быстрее и код получается компактнее, для PIC16F и Atmega это весьма актуально. Думаю, что на С мой Moog просто невозможен - там все очень впритирочку - и размер кода, и быстродействие. То же касается первого варианта Хаммондовского звукогенератора - запаса по быстродействию на Atmega8 практически не осталось, вся генерация шла в прерывании, а паузы едва хватало на принятие управляющих кодов (частота основной и амплитуды всех гармоник для трех каналов).
Ну, естественно, я решил, что 32-битный проц на 48МГц будет быстрее 8-битного на 16МГц ровно в 12 раз! Улыбка И тут меня ожидало некоторое разочарование... Я-то (наивный!) думал, что освоить еще один Асм - задачка для меня несложная... А вот не вышло. Система команд совершенно иная, чем на привычных мне 8-битных, да еще и никак не получалось запустить под IAR проект на Асме, а проконсультироваться  было просто не у кого - все ж на С программируют... (ну, на сегодняшний день я, конечно, на Асме для STM могу помигать светодиодом Улыбка, но сложную прогу написать по-прежнему не получится). Пришлось осваивать С... Кому-то смешно, но я и сейчас его знаю хреновенько Улыбка - пишу свои проги в Асмовской манере: проверка простых условий, минимум переходов и вызовов, работа с регистрами периферии напрямую...
Ну, в общем, долго ли, коротко ли, но был написан первый вариант Хаммонда для STM32F030С8Т6. Для начала прога просто опрашивала клавиатуру и выдавала звук, интерфейса пока не было (позже появился двухстрочный символьный дисплей 1602). Самое смешное - звук был действительно похож на орган (на тот самый Велтмайстер Улыбка, в частности) - ну, это был еще не Хаммонд... Выводил звук я на 12-битный ЦАП MCP4921. Было к тому несколько причин (одна из которых - у меня он был в наличии и имелся опыт работы с ним). Разрядность, конечно, маловата, но дальше предполагалась аналоговая фильтрация. В процессе вылез один дефект - ЦАП-то хороший, но на главном переходе (типа из 0х7FF в 0х800) давал помеху, этак с 4 младших разряда... На полном сигнале (12 бит) - незаметно, а вот если звучит одна нота да не на всех гармониках - очень даже слышно. Как ни странно, помогла замена проца на STM32F051С8Т6 - он почти такой же, но имеет встроенный 12-битный ЦАП, свободный от этого недостатка, к тому же более быстрый (не нужно слать данные по SPI). Концепция вырисовывалась следующая - процессорный модуль генерирует чистый звук органа (он же опрашивает клавиатуру, кнопки и потенциометры интерфейса и выводит индикацию на дисплей), а дальше звук обрабатывается аналоговым образом - проходит перегруз (регулируемый, конечно ), имитацию Лесли (ну какой же Хаммонд без Лесли! Улыбка) - и все. Имитатором Лесли (и настройкой перегруза) управляет тот же проц - по задумке все настройки предполагалось записывать в память в виде пресета, для чего была предусмотрена еще и микросхема флешь-памяти (в STM нет отдельной флешь-памяти данных, что довольно неудобно).
[
« Последняя редакция: 12.03.2020 :: 15:49:49 от OldMike »  

производится и предлагается к продаже линия примочек/преампов RedCat BM-4/5/6/7 и SL100/FSL100
Наверх
WWWICQ  
IP записан
 
OldMike
Гуру
*****
Вне Форума


Сложно сделать
- просто, наоборот
- сложнее...

Сообщений: 1963
Местоположение: Украина,Черкассы
Зарегистрирован: 29.04.2008
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #27 - 11.03.2020 :: 18:15:07
Post Tools
Первый вариант звучания выглядел примерно так:
https://drive.google.com/open?id=1R6pmi0nU2qEWY59SOzozGUqW3UR3ZiYP
(реверберация добавлена на компьютере).
Т.е. было понятно, что на орган таки похоже, но в звуке куча неприятных артефактов. "Откуда дровишки" - выяснилось сразу: таблицы синуса были мною взяты из 8-битного проекта, естественно, размерностью 8 бит на 256 байт... Потому на низких звуках была слышна дискретизация сигнала и мне пришлось создавать 16-битные таблицы - сначала на 512 отсчетов, потом - на 1024...
Следующей засадой оказался перегруз. Казалось бы - что ж там сложного, тем боле, что на гитарных перегрузах я съел собаку средних размеров Улыбка. Ан - нет! не все так просто! Сначала был сделан упрощенный перегруз на базе моих наработок по Блюз-Металу (ВМ-4) - но звук не понравился совсем. Пришлось брать схемы усилителей от Лесли-колонок и мала-мала моделировать в Микрокапе... Ну и думать чуток Улыбка. Как ни странно - неплохие результаты принесло программное цифровое ограничение (правда. до этого я дошел несколько позднее). Даже простой "хард_лимит" звучал заметно лучше, чем моя аналоговая схема...  Ну - схему я тогда доработал и решил развивать тему дальше. Да, для регулирования громкости (и перегруза) первоначально в схему была включена микросхемка TDA8199 - она управляется напряжением (педаль Expression предполагалась на датчике Холла). Пришла пора подумать про имитатор Лесли...
К тому моменту я определился с конструктивом - за основу инструмента было решено использовать убитую Vermona Piano-Strings, которая пролежала на чердаке дачи лет с 10... В ней все равно отсутствовала плата задающего генератора, да и все остальное тоже было не в лучшем состоянии. И я начал ее разбирать...
« Последняя редакция: 12.03.2020 :: 15:49:26 от OldMike »  

производится и предлагается к продаже линия примочек/преампов RedCat BM-4/5/6/7 и SL100/FSL100
Наверх
WWWICQ  
IP записан
 
rubin
Полноправный участник
***
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 497
Местоположение: Ставрополь
Зарегистрирован: 07.01.2007
Re: Selfmade Keybords или самодельные клавиши
Ответ #28 - 11.03.2020 :: 19:55:26
Post Tools
А не приходилось кому-нибудь собирать вот этот ЭМИ, описанный в номерах "Радио" 10 и 11 за 1989 год?

http://archive.radio.ru/web/1989/10/073/
http://archive.radio.ru/web/1989/11/071/
  
Наверх
IP записан
 
Sonic
Младший паяльщик
**
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 349
Местоположение: РОССИЯ, г. Череповец
Зарегистрирован: 23.11.2008
Re: Selfmade Keybords или самодельные клавиши
Ответ #29 - 12.03.2020 :: 05:12:31
Post Tools
rubin, имеете ввиду сборку в те времена?
Сейчас на ардуине это проще сделать, наверное.

OldMike, слежу внимательно за Вашей темой. )
  
Наверх
 
IP записан
 
rubin
Полноправный участник
***
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 497
Местоположение: Ставрополь
Зарегистрирован: 07.01.2007
Re: Selfmade Keybords или самодельные клавиши
Ответ #30 - 12.03.2020 :: 09:07:07
Post Tools
Sonic, да, разумеется... именно тогда. Просто на форуме человека 3-4 минимум, как мне кажется, интересуются (или интересовались когда-то) тематикой ЭМИ, так что было интересно собирал ли кто.

Сейчас, с нынешним то изобилием микроконтроллеров и недорогих демо-платок с ними, нет никакого смысла повторять конструкцию один к одному по журналу. Хотя можно взять идею за основу, оставить аналоговые узлы, а цифровую часть переделать на современной элементной базе.
  
Наверх
IP записан
 
OldMike
Гуру
*****
Вне Форума


Сложно сделать
- просто, наоборот
- сложнее...

Сообщений: 1963
Местоположение: Украина,Черкассы
Зарегистрирован: 29.04.2008
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #31 - 12.03.2020 :: 16:33:04
Post Tools
@ rubin

Нет, в те времена я ее не собирал - да и "Радио 86РК" у меня никогда не было... У меня был самопальный "Sinclair ZX-Spectrum", но уже в начале 90х... Ведь там все гармоники реализованы прямоугольниками - стандартное решение всех цифровых органов тех лет, так что интереса как инструмент сегодня вряд ли представляет. Если хочется сделать что-нибудь подобное, его легко реализовать на любой Ардуине или просто на проце семейств PIC или AVR. Достаточно слегка модифицировать любую программу MIDI клавиатуры, просто вместо посыла кода ноты выводить на ножку проца заданную частоту. Для октавных делителей использовать КМОП счетчики типа 561ИЕ10. Но - звук будет совсем игрушечный. К тому же из-за отсутствия генераторов огибающей будут сильные щелчки при нажатии и отпускании клавиш. Советский орган "Юность 70" имел подобные тембры (правда, без особых щелчков) - там просто складывались 4 прямоугольных  гармоники... Звучало довольно уныло... Все ранние чисто электронные органы были построены на октавных делителях, даже Хаммонд и Фарфиса этим страдали (есть у моего знакомого два таких инструмента, они весьма похожи, хотя Фарфиса чуть пожирнее - в нее встроен маленький механический Лесли! Тембры там образуются не столько набором гармоник от октавных делителей, сколько различными фильтрами - в общем, они мне не нравятся, хотя заметно проще по устройству, чем то, что задумал я). Кстати - единственное исключение, известное мне - это орган "Formation 2" от Vermona - там делители хотя и на счетчиках, но каждая гармоника каждой клавиши (!) фильтруется RC фильтром до условно-синусоидальной формы!
Ну а в те времена я пытался собрать другую конструкцию...  "Радио" за 1988 №11 "ЭМИ с канальным процессором". Там весьма доходчиво объяснялся алгоритм распределения голосов среди каналов генерации звука, что помогло мне впоследствии разобраться в чужом алгоритме (см. ниже) и начать писать свои. Я тогда "загорелся", перерисовал схему с 4 на 8 голосов (а это у меня получалось почти без дополнительных элементов), начал собирать (навесным монтажом) - но терпение закончилось раньше, чем монтажные работы... Улыбка
Потом ко мне попала статья с описанием инструмента в журнале «Микропроцессорные средства и системы» №5 за 1986г. Именно эта публикация  (а точнее, ошибка в предложенной программе) и побудила меня к изучению ассемблера. Я собрал эту конструкцию, прошил ПЗУ, а она не заработала... Я взял справочник по микропроцессорам и начал вручную дизассемблировать код... (до сих пор помню, что 0х3Е - это команда загрузки регистра А Улыбка). К моменту, когда я нашел опечатку, я уже понял, что могу написать прогу лучше... Улыбка
И написал...
« Последняя редакция: 12.03.2020 :: 17:58:56 от OldMike »  

производится и предлагается к продаже линия примочек/преампов RedCat BM-4/5/6/7 и SL100/FSL100
Наверх
WWWICQ  
IP записан
 
KSG
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net forever!

Сообщений: 5801
Местоположение: Ufa
Зарегистрирован: 09.01.2011
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #32 - 12.03.2020 :: 18:53:21
Post Tools
О, Вермона! Помню, в 1979-м плотно общался с одним ресторанным деятелем, игравшим на Вермоне - это было зрелище, достойное описания: у той Вермоны была ножная педаль громкости и квак, управляемый горизонтальным рычагом, торчащим из-под клавиатуры, чтобы двигать его коленом, и этот виртуоз одновременно пользовался обеими функциями! Мужик он был темпераментный и динамичный, и никогда не играл со статичным звуком - вылавливая доли секунд в паузах, двигал регистры и непрерывно варьировал тембры, добиваясь максимальной выразительности каждой ноты. Но это ещё не всё: на пузе у него болтался саксофон, и он, исполняя пляску Святого Витта вращением коленными суставами в управлении звуком, успевал петь в микрофон и вклинивать знатные фишки на саксе.
Человек-оркестр, он генерировал звуков больше, чем вся остальная банда! Смех
  

Практика - критерий истины
Наверх
 
IP записан
 
Sonic
Младший паяльщик
**
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 349
Местоположение: РОССИЯ, г. Череповец
Зарегистрирован: 23.11.2008
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #33 - 13.03.2020 :: 17:48:07
Post Tools
А у меня до сих пор имеется Matador 26, правда уже не в родном корпусе и требующий ревизии. Купил его ещё в 1988-м годе, когда в ФЗУшной команде играл. Схема-полный дискрет (германий), 79-й год выпуска.
  
Наверх
 
IP записан
 
OldMike
Гуру
*****
Вне Форума


Сложно сделать
- просто, наоборот
- сложнее...

Сообщений: 1963
Местоположение: Украина,Черкассы
Зарегистрирован: 29.04.2008
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #34 - 13.03.2020 :: 17:55:55
Post Tools
Ну что ж - продолжим тему...
Итак - мне хотелось звук в стиле "Uriah Heep" и поздних "Deep Purple". Без Лесли в той или иной форме это в принципе невозможно... Первые попытки (не мои Улыбка) сделать Лесли чисто электрически воплотились во всем известные эффекты Фейзер и Фленжер. И как я давно убедился - звучит не очень то похоже... Печаль. Хотя казалось бы - только ленивый не знает, что механический Лесли основан на эффекте Допплера и реализовать его электрически - раз плюнуть. Поиск в Нете в основном приносит рекламу и предложение купить, но неожиданно он выдал мне следующую схему:
.
Это был реальный прибор - и от этой схемы уже можно было оттолкнуться при разработке своего. Стала ясна структура и отличие подхода к симуляции эффекта - как и в механическом Лесли, применялся кроссовер, звук в нижнем диапазоне обрабатывался 2х звенным фейзером, в верхнем - линиией задержки (хорус/фленжер), причем низкочастотные генераторы (LFO) были у каждого диапазона свои и работали независимо с плавным переключением скорости быстро/медленно. Я снова загорелся идеей попробовать и собрал нечто похожее из останков педали "Квазихор Элита". Параллельно я продолжал рыть интернет... Нарыл интересную статью от музыканта-эндорсора-ремонтника Лесли с довольно подробными описаниями не только устройства системы, но и результатов измерений и анализом услышанного... Я сделал перевод для удобства пользования, кому интересно - вот он:
https://drive.google.com/open?id=1_s8_DZLVTIoXJh4nlIefzQ1zEeW39vpa
Статья заставила снова задуматься - а как реально происходит взаимодействие звуковых волн с корпусом колонки и микрофоном? Для эксперимента были скачаны и отслушаны пара плагинов для компа и имитатор Лесли в гитарном процессоре Korg... И пришел я к выводу - все на самом деле еще сложнее, чем кажется сначала. Эффект допплера имеет место, но - ведь звук распространяется не по одному пути (это как раз бы легко имитировалось переменной линией задержки), а целым пучком, веером, в результате и задержка у каждого луча веера разная, и ее изменение происходит неодинаково - и мы слышим даже невооруженным ухом (без микрофонного съема) именно хорус, неглубокий, но очень "жирный" - ибо складываются не 2 сигнала (прямой и задержанный), а много... А когда из рупора ВЧ излучателя вынут дефлектор и съем ведется близкорасположенным микрофоном, то в дело вступает еще один эффект - рупорный излучатель узконаправленный, при вращении рупора он сначала отворачивается от микрофона, при этом тон слегка понижается (Допплер), а тембр становится более мягким - ВЧ составляющие попадают в микрофон после переотражения стенками кабинета, при этом падает и общий уровень звука из-за удаления источника. Затем рупор начинает приближаться к микрофону, звук становится все громче и ярче и повышается по тону (снова Допплер). Как сказано выше - звук идет разными путями и одновременно с повышением/понижением прямого звука происходит и суммирование звука с других направлений с другими сдвигами... В общем - достоверно смоделировать такое так же сложно, как и хорошую реверберацию...
Я крепко задумался... Улыбка
« Последняя редакция: 14.03.2020 :: 06:36:59 от OldMike »  

производится и предлагается к продаже линия примочек/преампов RedCat BM-4/5/6/7 и SL100/FSL100
Наверх
WWWICQ  
IP записан
 
KSG
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net forever!

Сообщений: 5801
Местоположение: Ufa
Зарегистрирован: 09.01.2011
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #35 - 13.03.2020 :: 20:22:07
Post Tools
Да, Лесли - самый потрясающий и загадочный эффект.
От этого непостижимого звука реально сносило крышу Улыбка:
https://www.youtube.com/watch?v=0BrLh8e1hyI
  

Практика - критерий истины
Наверх
 
IP записан
 
OldMike
Гуру
*****
Вне Форума


Сложно сделать
- просто, наоборот
- сложнее...

Сообщений: 1963
Местоположение: Украина,Черкассы
Зарегистрирован: 29.04.2008
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #36 - 14.03.2020 :: 06:32:38
Post Tools
Ы.... извини, но я тут слышу просто фейзер... Дипы в ранних альбомах почему-то вообще Лесли не употребляли... (я могу и ошибаться, специально эту тему не копал). Именно поэтому для меня образцом звука Хаммонда с Лесли служит творчество Uriah Heep:
https://www.youtube.com/watch?v=CRXymJj6nMs
Тут в самом начале песни хорошо слышно, как раскручивается ротор (секунде к 17той).
Или вот тут (если лень слушать всю песню - с 3:10 идет припев очень с органом с Лесли и знаменитое соло на Хаммонде):
https://www.youtube.com/watch?v=l685JEwFPb4
Этот вибрирующий, волшебный, трепещущий (не могу подобрать нужного слова Улыбка) звук...
Ни фейзер, ни фленжер и близко его не передают. В 80е я просто не знал ничего о Лесли, кроме самого факта его существования, потому я никак не мог понять - какая ж там модуляция у этого органа? Вроде частотная, но я ж слышу и амплитудную? И почему переменная частота? И КАК ЭТО СДЕЛАТЬ???
Это я сейчас такой умный - и все равно, как на 100% сделать звук Лесли без механики - я не знаю...
Вот еще кусочек (смотреть с 7:30) - съем звука издалека, рупор с дефлектором:
https://www.youtube.com/watch?v=G5fI3X9BdrQ&t=483s
« Последняя редакция: 14.03.2020 :: 07:05:58 от OldMike »  

производится и предлагается к продаже линия примочек/преампов RedCat BM-4/5/6/7 и SL100/FSL100
Наверх
WWWICQ  
IP записан
 
KSG
Гуру
*****
Вне Форума


GtLab.Net forever!

Сообщений: 5801
Местоположение: Ufa
Зарегистрирован: 09.01.2011
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #37 - 14.03.2020 :: 07:56:15
Post Tools
Цитата:
извини, но я тут слышу просто фейзер

-как не услышать Лесли или перепутать его с фэйзером? Очень довольный
Да там во время рефрена ("now you well know me...") вся фонограмма пропущена через Лесли - ударные, вокал, клавиши, и всё остальное в общей куче.
Не разочаровывайте меня, прослушайте ещё раз отрывки с 0:25, с 1:11 и с 2:27 и не отрицайте очевидное Улыбка
  

Практика - критерий истины
Наверх
 
IP записан
 
OldMike
Гуру
*****
Вне Форума


Сложно сделать
- просто, наоборот
- сложнее...

Сообщений: 1963
Местоположение: Украина,Черкассы
Зарегистрирован: 29.04.2008
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #38 - 14.03.2020 :: 10:50:07
Post Tools
Дружище - я слышу то, что слышу - фленжер (да, это не фейзер Улыбка). И вся фонограмма в этих местах через него пропущена. Это тот же фленжер, который звучит в конце "Smoke on the water". Подозреваю, что мы можем видеть именно его на Хаммонде Лорда вот тут на 38 минуте и дальше:
https://www.youtube.com/watch?v=mttKiO9Up14
Для проверки я прогнал на скорую руку через фленжер куплет перед припевом ("now you well know me...") той же песни - правда похоже получилось?
https://drive.google.com/open?id=1ma489Gsdb2p-k16glMZW4oHMy7cSyb6u
А ты не слышишь разницы со звуком Uriah Heep, примеры которого я привел выше?
Просто за свою жизнь я работал и музыкантом, и звукачем, и на студии немного, перещупал массу аппаратуры (Лесли Лорда я не видел, а вот Дона Эйри - не только видел, но и тащил метров с 20 Улыбка) - и вот мой опыт говорит - то, что я слышу на твоем примере - это именно фленжер (хотя на фейзере с 8 - 10 фазосдвигающими цепочками можно получить похожий звук). Почему я слышу фленжер? Очень характерный звук, да еще с фидбеком - этакий "реактивный самолет" - на Лесли такого нет (нет регулярного ряда гребенчатых формант, перемещающихся по оси частот с изменением задержки, если уточнять, поскольку Лесли дает непрерывный ряд разнообразных задержек), Лесли - это скорее частотное вибрато/тремоло/модулятор и немного хоруса...(ИМХО) Опять же - эффект Допплера работает (ощущается) на большой скорости ротора (когда конец рупора имеет достаточную линейную скорость), на малой скорости слышны, в основном, изменения тембра ВЧ, но в них совсем нет "реактивности". Минимальная частота ротора Лесли - 0,6 -0,8 Гц, а на записи мы слышим очень медленное вращение, раз в 5 медленнее... Вряд ли я тебя убедил - но я старался! Улыбка
А вот Лесли Дона Эйри (то самое Улыбка):

В общем - не будем спорить, этот топик не о студийной практике группы "Deep Purple" - пусть в твоем примере тоже будет Лесли, но я хочу звук, как у Hensley... Улыбка.
« Последняя редакция: 14.03.2020 :: 11:32:00 от OldMike »  

производится и предлагается к продаже линия примочек/преампов RedCat BM-4/5/6/7 и SL100/FSL100
Наверх
WWWICQ  
IP записан
 
OldMike
Гуру
*****
Вне Форума


Сложно сделать
- просто, наоборот
- сложнее...

Сообщений: 1963
Местоположение: Украина,Черкассы
Зарегистрирован: 29.04.2008
Re: Selfmade Keyboards или самодельные клавиши
Ответ #39 - 14.03.2020 :: 16:28:04
Post Tools
Итак - я все о своем... Улыбка
Я попытался послушать, как звучат наиболее удачные имитации Лесли и попробовать понять, что именно они имитируют. Был опробован еще один вариант - простецкая "Yamaha PSR 230" была включена в простецкий гитарный проц "KORG AX3G", в котором я включил легкий перегруз (Меса на минимальном гейне Улыбка), далее Лесли и немного ревера. Звук понравился, за исключением одного пункта: при попытке увеличить скорость "вращения" сходство с Лесли сильно уменьшалось, а вот на малых оборотах - звучало хорошо. Ямашки у меня сейчас нет, но я попробовал повторить этот подвиг с моей мультитембральной самоделкой. Легкое частотное вибрато - это там такой семпл в клавише....
https://drive.google.com/open?id=1mUrwD31gRby02NN5L7MrxIcft4KBZjQy
Что я тут услышал? Во-первых, я понял, что хочу стерео-Лесли (мне понравилось, как имитируется съем звука микрофонной стереопарой), во вторых - кроме собственно хоруса, очень влияет на восприятие и отлично слушается именно стереоэффект имитации прохода рупора по очереди мимо микрофонов, причем слышно, что микрофоны стоят под 90 градусов.
В общем - я принял решение имитировать Лесли со съемом звука 3мя микрофонами - один на НЧ и стереопара на ВЧ (первая причина - сложность эмуляции со съемом удаленным микрофоном, вторая - именно такой звук мы слышим у Uriah Heep).
А вот так стояли микрофоны (стереопара) на концерте Deep Purple в 2008г.

Итого: Кроссовер на 800 Гц, амплитудная модуляция НЧ составляющей  (см. статью по моей ссылке) своим LFO, ВЧ составляющая идет в 2 линии задержки, LFO которых имеет одинаковую частоту, но сдвиг фазы между собой в 90-120 градусов, далее сигнал каждой ЛЗ проходит управляемый ФНЧ, который рулится тем же LFO, что и ЛЗ своего канала. После чего НЧ подмешивается в каждый из стереоканалов. Да, все LFO должны плавно изменять частоту от низкой (0,6Гц для НЧ и 0,8Гц для ВЧ) до высокой (5,7 - 7 Гц) и обратно по нажатию педали или переключателя (скорость торможения выше скорости разгона). Да, по прослушиванию и размышлениям я решил, что форма LFO не должна быть совсем синусоидальной - по принципу действия и условиям съема звука синус должен быть слегка искажен, точнее - добавлена вторая гармоника в определенной фазе... Как бы это объяснить... Ну, вот когда рупор проходит возле микрофона, звук рывком нарастает и спадает, а в остальной части периода вращения рупора звук изменяется заметно плавнее... Как-то так...
« Последняя редакция: 14.03.2020 :: 19:14:49 от OldMike »  

производится и предлагается к продаже линия примочек/преампов RedCat BM-4/5/6/7 и SL100/FSL100
Наверх
WWWICQ  
IP записан
 
 
  « Главная ‹ Раздел Наверх этой страницы