Небольшая предыстория. Недавно решил разжиться новой оргтехникой и взять второй монитор побольше. Ну мечталось, что наконец-то будет где разгуляться фантазии во всяких там Пикадах и Альтиях. Поэтому взял 2K, 27", 165 Гц, VA-матрица, чуть изогнутый экран (ранее был опыт с недорогой IPS-кой, долго к ней привыкал, в этот раз решил попробовать другое), ну типа "модно, прогрессивно современно" (шутка).
Брэнд, конечно, один из самых простецких - Digma, но там и многие другие модные ныне китайские ОЕМ-брэнды, которыми, магазины завалены, и бюджетный сегмент некогда "приличных" брэндов и по формальным техническим характеристикам и по внешнему виду, выглядят так будто все они вышли с одного завода в Китае. Поэтому основной критерий был даже не сэкономить, а чтоб ближе к дому, и чтоб был в наличии, ну и отзывы нормальные (там все равно вилка между "недофирмой" и "урожденными китайцами" в районе 4-7 т.р. всего, в зависимости от модели, а то и меньше).
Принес домой, включил - никаких видимых технических недостатков - собран добротно, матрица идеальная - без битых пикселей, картинка без артефактов, всякие там гостинги/шлейвы (чем обычно пугают для ВА-шек) не заметны (хотя да, перерисовывает картинку при резких движениях как-то чуть иначе чем на TNках и IPSках), гнутость формы тоже не напрягает (просто слегка непривычно) и т.п., но блин - цвета такое говно!
Причем ну ладно - просто отклонения в балансе от идеально белого/серого, можно было бы поправить регулировкой цветовых каналов и поточечной калибровкой, но там перекос цветовой температуры четко слева направо - левая часть дисплея явно более "теплая", а правая - явно "синюшно холодная." Такой пространственный градиент никакая калибровка не устранит. Причем это не так уж сильно выражено, чтоб выглядеть как явный дефект, не думаю, что его под это примут назад по гарантии, но это достаточно сильно чтоб быть явно заметным глазу и дико бесить.
Причем, в магазине мы его тестировали какой-то программкой типа TFT-тест или подобной. При заливке монохромными цветами это не проявляется (может на белой заливке было что-то видно, но там в спешке не обратил внимания, так как надо знать что и где искать, да и в идеале тестировать на реальных приложениях, которыми пользуешься).
Это явление в играх/фильмах/фотках практически не заметно (т.к. там сложная разноцветная картинка с визуально крупными деталями), это малозаметно во многих САПР (т.к. там обычно либо черный либо "бутылочный" цвет фона), но вот в текстовых редакторах (где белый фон и мелкие детали, типа тонких в один или несколько пикселей контуров букв) - это просто караул....
А с текстовыми доками приходится работать довольно много и, скажем, перенастраивать офисные программы на черный (или любой другой) фон очень не хотелось бы, это как-то неестественно. В программерских средах часто бывает используется темный/синий/черный фон и разноцветная синтаксическая подсветка, но там это норм - терпимо, а вот для Ворда или Экселя, ну такое себе...
Еще что заметил, что правая (более синюшная) сторона как будто слегка "подмылена", как бывает когда за окном сумерки, где-то далеко жгут костер или спускается туман, все как бы затянуто некой темной полупрозрачной дымкой. Странный эффект, опять же явно там никакой дымки нету, если хорошенько вблизи присмотреться, то шрифты видны абсолютно четко до пикселя, но общее интегральное ощущение которое возникает в глазах, если смотреть с нормального расстояния - как будто некая дымка или замыленность.
Теперь вот хочу узнать есть ли какие-то настройки которые могут уменьшить или сделать незаметным этот эффект. У меня на работе когда-то помню был одно время простой LG или Samsung с TN-кой, и там была тоже проблема с цветовой неоднородностью, правда там градиент был иной - не как здесь идеально слева направо, а как-то по диагонали из левого верхнего угла в правый нижний или тип того. Полностью не устранил, но при определенном сочетании регулировок яркости и контраста он стал терпимо-малозаметным для работы.
Здесь крутил настройки и калибровал по всякому, иногда становится лучше, но не могу уловить закономерность. Заметил лишь, что здесь тоже это связано с определенной комбинацией яркости/контраста, так же как будто немножко улучшают дело включение режимов "разгона" матрицы и FreeSync (но не сильно).
Также, возможно, влияет внешнее освещение - его наличие/отсутсвие и спектр (за спиной люстра со сберегайками холодно белого цвета). Может поляроиды монитора как-то при падении под определенными углами "подфильтровывают" и чужой внешний свет, в дополнение к своей собственной подсветке, и добавляют его в общий котел, не знаю. Хотя это странная теория, конечно.
Может на вывод также как-то влияет преобладающий цвет на экране в целом - то есть, когда почти весь экран белый, виден явный перепад цветовой температуры и сами символы слегка блекнут, а если будет весь черный, то символы и тонкие линии тоже будут не идеально белыми, а чуть сероватыми или подкрашенными (но немножко). Хотя, что забавно, когда выводится OSD-экран с настройками, а он выводится в правый нижний угол как раз, то там ничего не замылено, а белый - чисто белый. Но там, правда, и символы толстенные.
Еще одна гипотеза, на которую грешу (хотя надежда тут слабая), что этот моник слишком современный для винды семерки, либо для интегрированного видеоадаптера Intel HD Graphics 2500. Он тянет разрешение 2K на частоте 60 Гц, через Displey Port, но это для него предельный режим. Больше или чаще не может... Но, блин, это же цифра, не аналоговый интерфейс - по идее, должно быть или все или ничего. Либо работает, либо нет. Так что пока не думаю, что эти моменты напрямую с ним связаны. Скорее, все-таки какие-то особенности самой VA-панели или электроники монитора, которая ей управляет.