Нашел, где лучшая статья на эту тему: ж.Радио №11,2006г. Вот цитаты: "В разных публикациях предложено использовать для устранения акустической обратной связи устройства, сдвигающие спектр сигнала на 4...5 Гц(УСС).Они широко применялись для получения двухточечного унисона, но очень эффективны и для борьбы с акустической обратной связью. Выигрыш в усилении системы, по сравнению с обычным звукоусилением, оценивается в 6... 10 дБ. Очевидно, он зависит от обьема помещения. В небольших помещениях выигрыш меньше и требуется увеличивать частоту сдвига. Но тогда возрастает и эаметность работы самого устройства на слух. В помещении объемом около 2500 м.кв. можно поднять усиление примерно на 10 дБ! Действие УСС обычно объясняют следующим образом. "Статическая частотная характеристика зала имеет до нескольких тысяч пиков и провалов, обусловленных интерференцией ре-верберирующих частотных компонент. Микрофон может попасть в пик акустического поля, а при сдвиге частоты в течение определенного отрезка времени звучания будет наблюдаться уход интерференционного пика из точки, в которой мог оказаться микрофон". По мнению большинства авторов, речь при действии УСС звучит без снижения качества и его применение допустимо даже для многих видов музыки и вокала."
Это про тот класс устройств, о котором я упоминал (аналоговые!! - перемножители, фазовращатели...)
"Завязка на открытом воздухе не возникала даже в том случае, когда динамический микрофон располагался рядом с АС мощностью 0,5 кВт, находясь примерно в 1 м от нее. В небольших помещениях работа УСС очень заметна на слух (слышны биения с частотой 5 Гц), но ведь и усиления звука в таких помещениях не требуется. Для больших же залов выигрыш всегда оказывается очень существенным."
А это уже не гуд для, вас, к сожалению. Но я бы все-равно попробовал.
==Хотя есть подобные приборы (всяко разно антифидбекеры), выпускаются серийно.==
"Сейчас в продаже есть много устройств, предназначенных для борьбы с акустической обратной связью; в основном — это цифровые автоматически настраивающиеся режекторные фильтры. Кроме значительной цены, эти устройства обладают существенным недостатком, связанным с тем, что им необходимо время, чтобы отличить возбуждение тональных кол##аний звуковой частоты от полезных речевых или музыкальных сигналов. Если после устранения акустической "завязки" изменить взаиморасположение микрофона и акустических систем (АС), акустическая обратная связь может опять возникнуть и будет подавлена только спустя какое-то время. При многократных перемещениях микрофонов зто может очень мешать, нарушая разборчивость".
И это стоит попробовать, может и поможет, вам же не надо бегать по комнате.
==Барабанщика отгораживать вряд ли получится, т.к. мы и зрительно общаемся во время игры==
Эти штуковины просто хорошо поглощают звук (ну, хотя-бы, как альтернатива обработке стен). Кроме того, не обязательно отгораживать барабанщика полностью. Помнится, делали как-то так: ставили 2 шт. по бокам уд. установки, но не параллельно, а с сужением к фронту, так что визуальный контакт все-таки оставался. И 1 шт. сзади. Вроде, эффект был.
Есть еще 3 вариант с двумя микрофонами, один из которых включен в противофазе к основному вокальному. Времени нет писать, может как-то в другой раз, если будет интересно. Желаю удачи!
|