Вот, небольшой исторический экскурс:
Источник -
http://sosnovka41.narod.ru/antonov/antonov.files/tandems.htm Цитата: …Срочно нужна была миниатюризация аппаратуры, а устаревшая элементная база была тормозом. В то же время надёжных и высокочастотных транзисторов, пригодных не говоря уже о военной аппаратуре, но и даже для бытовой техники (стандарты которой у нас всегда были более слабыми) - не было.
И вот - наш "ответ Чемберлену" - разработанные под руководством Авдеева стержневые лампы.
Это действительно был, как сейчас говорят, "асимметричный" ответ на вызовы холодной войны, которая то и дело принимала явно горячие формы.
У американцев уже серийно выпускались неплохие транзисторы, и у нас появились хорошие по параметрам германиевые транзисторы, но они работали в очень узком диапазоне температур и были нестабильны.
Стержневые лампы были более миниатюрны по сравнению со своими американским предшественниками, работали на высоких частотах, что позволяло закрыть потребности военных почти во всех видах связи.
И, самое главное, они работали в рекордном диапазоне температур - от минус 60 до плюс 125 градусов, что предопределило их успешное применение в авиации и космосе. Вот уж воистину - "голь на выдумки хитра" - нет транзисторов - так вот вам!
Боже мой, а как проектировали очередную конструкцию ламп! Ведь надо было быстро, а компьютеров более или менее производительных не было (в институте их не было вообще ни одного).
У Авдеева в институте была небольшая лаборатория, в которой на раме горизонтально натягивался кусок тонкой резины размером где-то 2 на 2 метра (так называемая мембрана). Снизу выдвигались металлические стержни, имитирующие будущую конструкцию стержневой лампы. Высота, на которую выдвигались эти стержни, имитировали величину потенциала. В результате получалась фантастическая картина конусообразных гор. А сверху был установлен фотоаппарат - улыбнитесь - чик - и готов один из вариантов лампы. Так, без унылых цифровых вычислений, за несколько дней простейшими средствами рождались новые конструкции с заданными параметрами.
Так родилась воистину "ЗОЛОТАЯ СЕРИЯ" сверхминиатюрных стержневых ламп, назовём их поимённо:
- 1Ж17Б, 1Ж18Б, 1Ж24Б, 1Ж29Б и 1П24Б.
Этой серии было суждено не только сыграть историческую роль в Великом Противостоянии, в холодной войне, но и вообще продлить само существование Великой Империи, по меньшей мере, на 30 лет. Поэтому имя разработчика этих изделий Авдеева В.Н. не должно быть забыто, наряду с именами Королёва и Курчатова.
"Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года стал настоящим потрясением для всего свободного мира, - пишет официальное издание отдела истории NASA. На протяжении 23 дней изумлённое человечество имело возможность принимать непрерывно передаваемые Спутником сигналы "бип-бип-бип".
А вот этот самый радиомаяк, работающий на частотах 20 и 40 мегагерц, был разработан Московским институтом (МНИИРС) на стержневых лампах, и "изумлённое" человечество слышало сигнал, снимаемый с выходного каскада передатчика, выполненного на стержневой радиолампе 1П24Б.
В 1958 году Королёв Сергей Павлович был избран действительным членом, а Авдеев Валентин Николаевич - членом-корреспондентом Академии наук СССР.
Понятно, за что? Закрепляя первый в мире, впечатляющий успех в космосе, 11 октября 1960 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР принял совершенно секретное постановление о запуске первого космического корабля с человеком на борту. Система связи "Заря", обеспечивающая связь первого космонавта с Землёй, разработана тем же МНИИРС на стержневых лампах. И знаменитое Гагаринское: "Поехали!" прозвучало с помощью любимой лампы 1П24Б.
И Гагарин, и Титов, и другие космонавты долго ещё держали связь с землёй, используя приёмопередатчики на стержневых лампах, в частности на УКВ в диапазоне частот 143,625 мегагерц. Кроме того, на борту космического корабля была аварийная, авиационная, поисковая радиостанция с надувной антенной Р-855, полностью на стержневых лампах.
Эта станция была обязательным атрибутом в комплекте спасательного жилета военного лётчика.
Конечно, постепенно лампы вытеснялись транзисторами, но свою историческую роль они выполнили с блеском. Они настолько надёжны, что до сих пор, а прошло уже полвека с момента их разработки, их можно купить, радиолюбители гоняются за ними.
Не прихоти ради, а исторической справедливости для, следует отметить что американцы запустили свой первый спутник в условиях этой сумасшедшей гонки всего через 4 месяца (1 февраля 1958года). Если наш спутник (шар диаметром 55сантиметров и весом 84 кг) они называли "баскетбольным мячом", то свой - весом 8,4 кг, который умещался на ладони, они сами же иронически называли "апельсином".
Но - американский спутник уже был оснащён транзисторной аппаратурой фирмы Texas Instruments. И эта аппаратура обеспечивала те же самые "бип-бип-бип", что и наш спутник на стержневых лампах. Эта фирма возникла в 1951году, и уже в1954 году наладила массовое производство первого транзисторного приёмника и кремниевого транзистора.
Стержневые лампы - это не какой-то технический рывок вперёд - это блестящий, остроумный выход из положения. И этот факт никоим образом не умаляет вклад создателей и изготовителей этих изделий.
Кроме космоса, практически вся низовая радиосвязь, носимая и передвижная, также разработана была на этих лампах. И это решало военно-техническую мощь державы.
Вот только несколько примеров:
- Комплекс радиостанций "МАРС" для МВД;
- Р-353 ("Протон") - армейская КВ - радиостанция для спецназа, парашютного десанта ГРУ и КГБ СССР;
- Р-126 - переносная, ранцевая УКВ - радиостанция, вес всего 2,8 кг.
А вот уже результаты вытеснения ламп полупроводниками - изделия именуются полупроводниковыми, но в выходных мощных каскадах всё ещё стоят стержневые лампы типа 1П24Б: это переносные армейские станции Р-109М и Р809М2.
В народном хозяйстве тоже применялись радиостанции на стержневых лампах - это, например, разработка Егоршинского радиозавода "Олень", предназначенная для экстремальных условий применения - на море, в тундре, в тайге, в горах. К ней придавался странный "велосипед" без колёс. Садится человек, например чукча, крутит педали и вырабатывает электрическую энергию для питания радиостанции, с такой станцией нигде не пропадёшь.
Стержневые радиолампы одно время выпускало несколько заводов, по нескольку миллионов штук в год, а всего их было выпущено по самым скромным подсчётам свыше 200 миллионов штук.
К сожалению, существовала такая несправедливая традиция - "не замечать" достижений разработчиков так называемой элементной базы - радиоламп и транзисторов, все "лавры" доставались творцам конечного продукта.
И всё же, в случае со стержневыми лампами, эта традиция была нарушена. Первый спутник - такое достижение "ламповиков" умолчать нельзя.
Недаром, наряду с Королёвым, в 1958 году, после успешного запуска, был отмечен и Авдеев. И это справедливо.
P.S. У меня через дорогу, оборонный завод как раз выпускал всю эту хренотень. В тяжелые времена перестройки неликвиды распродавались направо и налево.
Эх, жаль - протупил...