Схемотехника зарождения и начала развития гитарного перегруженного звука не представляла особой сложности. В те время люди не подозревали и не знали (даже не могли замерить) все эти искажения, вносимые в сигнал, а тем более не могли их контролировать. Могли лишь делать звук громче или тише, могли изменять тембр звучания после первого повторительного каскада усилителя, и перед выходным мощным усилительным каскадом, добиваясь нужного звучания гитар. Вся простота формирования нужного перегруженного звука достигалась примитивностью и плохими характеристиками деталей того времени.
Рассмотрим на примере простую цепь гитара — громкоговоритель!
Правда №1 (съём и доставка сигнала)
Сигнал с выбранных гитарных датчиков поступает на первый каскад усиления триодной лампы. Каскад служит усилением слабого сигнала, выдаваемого магнитными датчиками гитары. Имеет высокое входное сопротивление (МегаОм или более), это служит для равномерного поступления частот от гитары (в частности вч частоты не претерпевают глушения), от входного сопротивления усилителя зависит характер «доноса» звука с гитары в том виде, в котором он и должен дойти до усилителя. В настоящее время эти можно пренебречь, оснастив гитару простейшим буферным усилителем напряжения сигнала (по-современному это некое подобие развязки по сопротивлению источника-приёмника – Di BOX), тогда входное сопротивление усилителя не будет влиять на глушение ВЧ спектра гитары и может быть сокращено для уменьшения чувствительности гитарного кабеля ко внешним воздействиям. Но применение таких буферных усилителей вносят дополнительные искажения сигнала, которые усиливаются в каскада перегруза и начинают звучать как дополнительные хрипы, шелестение об струны. Об этом все забывают и начинают городить огороды из вычитающих гармоники фильтры, которые тоже не идеальны и убирают и полезный сигнал. В итоге на входе получается сигнал непонятного происхождения?!
Правда №2 (усиление и выравнивание сигнала)
Тембр блок после первого каскада согласования гитары с усилителем — представляет простые регулировки тембров низкого диапазона НЧ, среднего — СЧ и верхнего ВЧ, без лишних обрезающих фильтров. Чистый поступивший звук с гитары должен быть неизменным, поддающийся регулировки. На современной базе можно поставить в идеале туда многополосный графический эквалайзер для уравновешивания громкости звучания всех частот гитары, и / или для подчёркивания (акцента) определённых частот. Естественно, на лампах сажать огромные огороды, которые ещё и греют как радиаторы отопления, - не стоит, это уже дело за современной схемотехникой темброблоков на маломощных малошумящих операционных усилителях. Обязательно в конце этой эквалайзерной гирлянды должен быть выходной буфер для развязки по сопротивлению источник—приёмник, ведь после этой цепочки можно сделать ПОСЫЛ-ВОЗВРАТ (send-return) на внешние обработки звука, если конечно они требуются.
Правда№3 (вкусный перегруз сигнала)
И вот мы имеем сформированный «свой уникальный» звук гитары, имеющий хорошую амплитуду («забустеренный, раскаченный») и в тоже время звучащий приятно как и хотелось. Теперь нам нужно превратить этот приятный звук в менее приятный (для соседей, мам, пап, бабушек, дедушек, жены). Существует два пути достижения цели:
Путь первый. Не надо сажать огороды из деталей! Простая схемотехника на простых деталях, дающая нужный результат. Плюсы: минимум деталей (минимум разброс параметров!!!), простота схемы, гарантированный ожидаемый результат. Минусы — высокое напряжение питания, возможность самовозбуждения при неправильной разводке «земли» на схеме. И всё это — избитая веком ламповая схемотехника каскадов перегрузки гитарного звука. Перегруз естественный, «гладкошёрстный» с естественной минимальной ламповой компрессией.
Путь второй: версия номер один. Сложные большие плантации деталей! Куча компонентов, связанных между собой, дающих непредсказуемый результат. Плюсы: всё можно найти и купить в радиомагазинах, низкое напряжение питания, простота сборки (но не настройки, из-за разброса параметров!). Минусы: схему нужно подгонять и настраивать под конкретный звук, разброс параметров компонентов дают о себе знать, появляются неприятные на слух (на любителей конечно, например меня
) искажения. И всё это — современная концепция внесения искажений в гитарный звук (добавление гармоник и прочего зудящего, бубнящего).
Путь второй: версия номер два. Эмуляция работы ламповых каскадов на полупроводниковой схемотехнике. Минусы те же(кроме неприятных призвуков), только пуще и сильнее. А из плюсов — высокое сходство звучания с ламповым перегрузом.
==
Правда№4 (усилитель мощности и выходной каскад)
Рассмотрим ламповую схемотехнику усилителя мощности прошлых времён. За хорошую базу можно взять наш советский УМЗЧ — УМ-50. 50Ватт номинальной мощности, 3 триода в раскачке сигнала, два выходных тетрода Г-807. Здоровый выходной трансформатор. Всё простое, даёт хорошую мощность. Но диапазон частот от 100Герц до 8000Герц и завалами 3Дб на краях диапазона. Вот она ламповая техника того времени, непригодная для звучания целых композиций, но как специально созданная в помощь гитаристам!!! Коэффициенты гармоник приличные, около 10%. Входит в режим перегруза уже на 10Ваттах мощности, при нагрузке 8Ом, вместо 16Ом ( а по паспорту все 32Ома!!!). Простой выходной трансформатор, намотанный как сетевой ( по-принципу: итак сойдёт), щадящее напряжение питания всех ламп (зачем из них жать последние вздохи, пусть служат лет эдак 50!!!), даже тембр ВЧ и НЧ предусмотрели (пассивные, но рабочие!) И это всё ламповая техника прошлого века! Это усилитель радиоточки! Гитарный ламповый современный усилитель же обзавидовался бы такой смешной схемой и такими параметрами! Забыл упомянуть — он линеен во всё диапазоне своих частот (100Гц — 8000Гц), тут работает простое правило — зачем городить огороды. Усилитель радиоточки — значит голос диктора должен звучать как он и должен был звучать, если бы вы сидели с ним в одной комнате и пили водку, мартини или играли ему на гитаре
. При избытке амплитуды входного сигнала в усилителе происходит естественная компрессия сигнала, в данном случае получается перегруз-компрессия. Полезный сигнал плавно подрезается и менее усиливается, а вот гармонические искажения 2, 3 и 4 порядка (частоты множенные на 2, 3 и 4) усиливаются сильнее. Плюс ко всему ещё возьмём тот факт, что на усилитель можно подать уже подгруженный гармоническими искажениями сигнал! Выходной двухтактный каскад ожидает максимально раскаченную амплитуду сигнала, для усиления по току и напряжению. Нагрузкой выходного каскада служит отнюдь не качественно намотанный (чуть ли не золотым проводом xDDDDD) трансформатор. Трансформатор этот должен иметь узкий диапазон пропускаемых частот, чтобы не пропускать лишние НЕГИТАРНЫЕ гармоники и призвуки. В этом усилителе УМ-50 как раз вся хай-файность схемы и заваливается этим убогим трансформатором. При умелом подходе и минимальной доработки схемы можно попробовать добиться звучания перегруженной гитары на обычные широкополосные динамики.
Правда№5 (гитарный кабинет и гитарные динамики)
Что такое гитарный динамик? Это совсем не качественный широкополосный, или даже хуже средне-частотного динамика! Пропускные частоты гитарного динамика колеблются чаще всего от 5000Гц до 8000Гц. Амплитудно-частотная характеристика такого динамика имеет резкие завалы на границах диапазона.
Фендер или Маршал? Первые гитарные комбики этих фирм напоминали (или даже точно копировали схемотехнику!!!) обычные радиол и пластиночных проигрывателей. Для пущего подчёркивания гитарного звука ставились убогие динамики с ограниченным диапазоном частот.
Зачем всё это надо? Это бизнес! Продавать медь по цене золота — мечта любого идиота!
Инструкция по применению
Учитывая всю правда происходящего можно предложить абстрактную схему одной из версии «идеального гитарного комбаина»