Normal Topic Вопрос по катушкам кроссовера (Прочитано 322 раз)
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10347
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Вопрос по катушкам кроссовера
26.02.2020 :: 09:47:44
Post Tools
В ранней юности были у меня колонки PEERLESS, звучали отлично, потом в них рассыпались НЧ динамики, и я от них избавился.
Но, вопрос по теме: в их кроссоверах обнаружились катушки, намотанные на сердечниках в форме сплошной стальной гантельки (на фото в нижнем левом углу платы).
Отсюда у меня возник вопрос: насколько корректно применять в звуке сердечники из сплошной стали? И, может быть, катушки кроссоверов (для гитарного диапазона частот) можно мотать на простой болт М12, предварительно отожженный? Или потери в стали сведут на нет всю вожделенную индуктивность?
Предвидя многочисленные недоумённые ФЕ-Е, объясняю сразу свой интерес:
1)      Чиста конкретна теоретический интерес;
2)      В случае намотки на болт значительно упрощается конструкция катушки (это, отчасти, толика практического интереса);
3)      Ну, и, last but not least, желание пошевелить мозгами.

« Последняя редакция: 26.02.2020 :: 09:50:44 от DDD »  

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
YouTube  
IP записан
 
OlegFX
Гуру
*****
Вне Форума



Сообщений: 5097
Местоположение: Киев
Зарегистрирован: 12.08.2008
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #1 - 26.02.2020 :: 12:56:21
Post Tools
Вы уверены, что там именно сталь, а не какой-то спец. магнитный сплав, пусть и на основе железа?
  
Наверх
 
IP записан
 
Добрый Кот
Модератор
*****
Вне Форума


GtLab.Net forever!

Сообщений: 1030
Местоположение: Невыносимовск
Зарегистрирован: 25.08.2016
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #2 - 26.02.2020 :: 14:50:18
Post Tools
@ OlegFX

+1

@ DDD

На 1 и 2, что мешает намотать на болте катушку равной по индуктивности какой нибудь другой воздушной, что есть под рукой и поекспирементировать?
Для чистоты эксперимента можно толщиной провода подогнать активное R и внешней ёмкостью собственный резонанс.
  
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10347
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #3 - 26.02.2020 :: 16:31:08
Post Tools
"Вы уверены, что там именно сталь?..." - честно говоря, мне даже и в голову не пришло, что там может быть что-то другое Смущённый
По виду сталь... Да и зачем применять специальный сплав и формовать из него гантельку, когда можно было бы обойтись обычным железом от звукового трансформатора, как оно принято во всем мире?
Хотя, ХЕЗ, мне больше нигде не встречалось ничего подобного. Оттого и не даёт мне покоя этот факт с давних пор.
*** Пошарил в нете; про указанные колонки и их модернизацию написано очень немало, а вот конкретно про эти катушки не нашел ничего.
« Последняя редакция: 26.02.2020 :: 16:32:28 от DDD »  

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
YouTube  
IP записан
 
kwlw
Гуру
*****
Вне Форума


Тёплый, ламповый

Сообщений: 2411
Зарегистрирован: 31.07.2009
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #4 - 26.02.2020 :: 19:23:01
Post Tools
Вполне себе обычная форма ферритового сердечника (керамика) для НЧ, где слух не особо чувствителен к искажениям. Если по англиский читаете, то вот статья, но всё можно обьяснить одним словом "цена". Три идентичные катушки из той статьи. Та без сердечника стоет как обе с сердечниками вместе взятых. Да и намотать её не просто, ибо нужен баланс между ценой/габаритом/сопротивлением постоянному току и индуктивностью.


Sau
« Последняя редакция: 26.02.2020 :: 19:24:51 от kwlw »  

У меня - свой путь.
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10347
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #5 - 27.02.2020 :: 09:57:24
Post Tools
kwlw писал(а) 26.02.2020 :: 19:23:01:
Вполне себе обычная форма ферритового сердечника (керамика) для НЧ...
Sau

Вопрос немного не об этом: я интересуюсь, есть ли у кого-нибудь информация или опыт по намотке кроссоверных катушек на сплошных стальных сердечниках, а не на наборных (из пластин трансформаторной стали) магнитопроводах?
*** Кстати, знакомый гитарный мастер часто делает сердечники для звукоснимателей из отожженного мягкого стального прутка Ф6мм, и получает прекрасный звук; говорит, когда первый раз попробовал такое, то был поражен красотой тембра такого звучка. (Сердечники снизу подмагничиваются неодимовыми таблетками Ф5х2мм).    
« Последняя редакция: 27.02.2020 :: 10:04:28 от DDD »  

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
YouTube  
IP записан
 
OlegFX
Гуру
*****
Вне Форума



Сообщений: 5097
Местоположение: Киев
Зарегистрирован: 12.08.2008
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #6 - 27.02.2020 :: 14:52:24
Post Tools
DDD писал(а) 26.02.2020 :: 16:31:08:
"Вы уверены, что там именно сталь?..." - честно говоря, мне даже и в голову не пришло, что там может быть что-то другое Смущённый
По виду сталь... Да и зачем применять специальный сплав и формовать из него гантельку, когда можно было бы обойтись обычным железом от звукового трансформатора, как оно принято во всем мире?
Трансформаторная сталь - это совершенно не "болтовая" сталь, вот, что я имел ввиду, написав про "спец. магнитный сплав, пусть и на основе железа". Конечно, тр. железо применяют для этого, но так, чтобы в виде монолитного (не наборного) сердечника - никогда. Так что, я понятия не имею, что там у вас такое. Спросите лучше на Веге, там куча спецов по этой теме.

« Последняя редакция: 27.02.2020 :: 19:12:07 от OlegFX »  
Наверх
 
IP записан
 
VAT
Разбирающийся
****
Вне Форума



Сообщений: 1453
Местоположение: Moscow
Зарегистрирован: 27.09.2005
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #7 - 27.02.2020 :: 19:59:39
Post Tools
Цитата:
Кстати, знакомый гитарный мастер часто делает сердечники для звукоснимателей из отожженного мягкого стального прутка Ф6мм, и получает прекрасный звук; говорит, когда первый раз попробовал такое, то был поражен красотой тембра такого звучка. (Сердечники снизу подмагничиваются неодимовыми таблетками Ф5х2мм).   


Да помню - вы писали это..  схема вполне логична. Но вот - а смысл отжигания?  вот была сталь которая в принципе не закАливается - типа ст3 (могу ошибаться) или ст20.. ну из чего там гвозди делают.. Что отжиг то дает?

PS1 Не пробовал отожженые прутки, но "железные" никелированные сердечники  из китайских синглов валят резонанс весьма весьма, по сравнению с ANC5, хотя  отдача повышается за счет хорошей Мю, дб на 4 на память из экспериментов 

PS2 некоторая нержа может быть интересна в счочетании с неодимами - и Мю выше и сопротивление выше.
  
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10347
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #8 - 01.03.2020 :: 10:42:53
Post Tools
Смысл отжига - устранение остаточной намагниченности и механических напряжений, возникших в результате механической обработки.
  

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
YouTube  
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10347
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #9 - 02.03.2020 :: 02:23:19
Post Tools
В общем, получается весьма низкая добротность за счёт частотных потерь и относительно низкого мю сравнительно с трансформаторной сталью.
Так я понимаю.
  

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
YouTube  
IP записан
 
Tubeman
Разбирающийся
****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 1056
Местоположение: Киев
Зарегистрирован: 26.09.2008
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #10 - 05.03.2020 :: 11:55:15
Post Tools
2:DDD...опыт применения имеется, при чем (слава Богу), не собственный и исключительно негативный.
Нашлись "умельцы", которые в качестве сердечников для катушек НЧ кроссовера, применили два десятка гвоздей (без шляпок). Из-за потерь, эти сердечники нагревались до такой степени, что капролоновые каркасы катушек, тупо оплавились. Вашему "покорному слуге" пришлось изготовить новые катушки, с сердечниками из "I" пластин от "Ш" железа. Несмотря на то, что железо было от китайского транса, изготовленные катушки (на максимальной мощности АС), практически не нагревалась.
С сообщением, Tubeman.
« Последняя редакция: 05.03.2020 :: 11:57:00 от Tubeman »  
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10347
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #11 - 06.03.2020 :: 04:43:08
Post Tools
Коллега Tubeman,
Спасибо за информативный ответ!
Еще пара-тройка вопросов по Вашему сообщению для придания окончательной ясности:
1) Какой был диаметр указанных гвоздей?
2) Были ли эти гвозди электрически изолированы друг от друга?
3) Одного ли сечения и длины (примерно) был применен обмоточный провод на катушке с гвоздями и на катушке с трансформаторным железом?
4) Какой толщины трансформаторную сталь Вы применили в "правильной" катушке?
  

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
YouTube  
IP записан
 
Sonic
Младший паяльщик
**
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 349
Местоположение: РОССИЯ, г. Череповец
Зарегистрирован: 23.11.2008
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #12 - 06.03.2020 :: 14:12:15
Post Tools
DDD писал(а) 01.03.2020 :: 10:42:53:
Смысл отжига - устранение остаточной намагниченности и механических напряжений, возникших в результате механической обработки.

DDD, сталь 3 не обладает остаточной намагниченностью, ибо является низколегированной. Остаточная намагниченность сохраняется у сплавов с высоким содержанием углерода. Напряжения снять-да, есть смысл отжигать.
Для сердечника катушек кроссовера поищите железо от магнитных пускателей/контакторов. На них, чтобы не копить намагниченность, делали короткозамкнутые витки прямо на сердечниках.
А упомянутые вами колонки у меня трудятся до сих пор. 1983-го г.в. Правда, кроссовера у них перебрал и вынес наружу задней стенки.
« Последняя редакция: 06.03.2020 :: 14:12:39 от Sonic »  
Наверх
 
IP записан
 
Tubeman
Разбирающийся
****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 1056
Местоположение: Киев
Зарегистрирован: 26.09.2008
Re: Вопрос по катушкам кроссовера
Ответ #13 - 09.03.2020 :: 02:50:49
Post Tools
2:DDD
1. Гвозди были диаметром, приблизительно 3-4мм
2. Изолированны друг от друга небыли.
3. Провод в обеих катушках, был диаметром 1.2мм
Длину не измерял, а по виткам, ориентировался на расчетную индуктивность.
4. Толщина I-пластин от китайского транса: 0,4мм

С ответами, Tubeman.

П.С...по толщине, сердечник был набран до квадратного сечения (в поперечнике). Пакет почти на всю длину помещен в гильзу из прешпана. Поверх гильзы, в несколько слоев, наматывался провод. Выводы фиксировались киперной лентой. После намотки, катушка была пропитана, разведенной. эпоксидной смолой и "зажарена" в электро духовке.

« Последняя редакция: 09.03.2020 :: 03:14:07 от Tubeman »  
Наверх
 
IP записан
 
 
  « Главная ‹ Раздел Наверх этой страницы