Вот зазудели пальчики подбросить тусовке очередную дохлую кошечку - а таковых у меня в загашнике надолго хватит
Короче - даю вводную: есть свободных полбаллона и требуется организовать из этого на подножном корму
гитарный мониторинг. Ну, к примеру, сделать в гитарном преде лёгкий выход на кабинет (с мощностью 1...2 ВА). Ну, к примеру, для ночных работ в дому.
И что б при этом не утяжелять питалово.
Да, конечно SE - тот самый выход. Но для достижения минимально разумной громкости требуется умощняться - использовать пендод с нормальным током. Что исходным ТЗ не поощряется.
Другая засада - искать однотактный транс! ТВЗ/ТВК не валяются в загашнике, да и на мой вкус они тяжеловаты.
Зато полно всяких сетевых адаптеров - с расколотыми корпусами, но вполне работоспособными трансами.
Вот и второй пункт ТЗ: в схеме требуется задействовать готовый транс без зазора.
Моточные данные адаптерных трансов вполне подходящи - имея на входе 220/50, многие из них имеют отводы для нагрузок в диапазоне от 3 до 15 Вольт. Потому перспектива согласовать с любым говорителем - налицо.
Итак, второй пункт ТЗ приводит к решению: использовать адаптерный транс, соорудив для его раскачки бестрансформаторный усь и развязав его по переменке банальным кондёром.
За хорошую работу транса в звуке сомневаться не приходится - из какого б китайского дерьма не был бы набран сердечник, он по умолчанию держит долговременно 220/50.
В наших условиях он будет работать на гораздо больших частотах и с гораздо меньшим напряжением на первичке - потому на железо фактически наплевать: оно будет очень сильно недомагничено и искажений не внесёт.
Ну, а для гитарного аппарата пляски вокруг равномерности передачи в широкой частотной полосе вовсе ни к чему - будет резать ВЧ, так даже и хорошо. А внизу у него по определению лучше 50 Гц, что избыточно - так, что снизу имеет смысл подрезать разделительной ёмкостью герц до 70.
Вот эта кошка и положена была на лёдник - поскольку заниматься темой не было особого времени.
В первоначальной версии мысль была перетоптана с zEROID-ом - сформулированное ТЗ заставило посмотреть в сторону известной схемки SRPP на 6Н23П, используемой для низкоомной нагрузки (наушников).
В результате пришлось убедиться, что кошка таки дохлая: сколько-нибудь убедительную мощь снять с этого каскада не удаётся. Зарядившись в симуль, я нашёл, что при разумных искажениях 1...2% получается всего 150 мВт.
МАЛО!!!
Ну, тогда после детального анализа ситуации пришлось добавить твердотел - и вот, что из этого получается, я и подбрасываю тусовке. Держите схемку:
Сразу предупреждаю - пока всё отрабатывалось в симуле. Перенос в реальное железо - за вами.
Ибо сказано: "бензин ваш - идеи наши!"
По схемке: напряжение питания задал от балды - возможно, что это неправильно. Вот и обсудим.
По выбору лампы - начинал симулировать с 6Н23П, но с 6Н1П понравилось почему то больше. Хотя это как раз некритично - и разумные альтернативы, подтверждённые симулем/железом, только приветствуются.
Соображения по звуку.
Вот для ориентира спектрограммка при амплитуде первой гармоники 33 Вольта - что на приведёнке 2 кОм даёт 0.25 ВА:
Как видим, при общих искажениях меньше 1%, имеем совершенно классический ламповый спектр с быстроспадающим хвостом!
Искажения задаются лампой и солид в данной конфигурации ничего не добавляет - в ходе дальнейшего обсуждения я покажу, почему это происходит.
Перегруз тоже формируется исключительно баллоном - специально смотрел отдельные характеристики солида. К слову, когда будете симулировать, удобней всего это сделать путём замены лампы генератором синусного тока - в нём устанавливается начальный ток смещения, равный току лампы и задавая синус, можно посмотреть все характеристики транзисторной части схемы без лампы.
На мой взгляд, схема обладает большим потенциалом к разгону мощности - в данном случае я ограничился выставлением приемлемых значений потребления по анодному, что б остаться в разумных пределах по мощности питания. Которое, к слову, я б предпочёл бы сделать импульсным - что б не возиться с тяжёлыми трансами и сделать гитарный пред (миниголову) транспортабельным в пешем варианте.
Теперь о схеме: в пику вечному спору "лампа или транзистор - что лучше звучит?" в данной конфигурации удалось отделить мух от котлет и обеспечить каждому типу электронных приборов то место, где его достоинства используются полностью, а недостатки компенсируются.
Лампа обеспечивает полный контроль над усилением, а транзистор занимается сопряжением мощностей.
По отношению к другим вариантам гибридов, в этой схеме есть одно важное с точки зрения звука обстоятельство - транзистор работает с трансформатором по высокой стороне! А это значит, что сигнал имеет б
ольшую амплитуду напряжений и меньшую амплитуду токов. Что означает существенное уменьшение перепадов напряжений на управляющих электродах, которое на фоне исходно высоких уровней сигнала делает твердотельные искажения минимальными.
Сравните - в бестрансформаторной схеме перепады токов через транзистор составляют амперы, что приводит к адекватным изменения уровней сигналов на управляющем электроде.
В этой схеме перепады токов через транзистор - единицы миллиампер, при уровне сигнала в несколько десятков вольт.
Вот что даёт использование трансформатора!
Схема работоспособна и с биполярами - но использован доступный МОП, как самый дешёвый, мощный и не дающий обратную реакцию в ламповые части схемы через ток базы.
Понятно, что транзисторы нужно ставить на радиатор - и довольно приличный (мощности считайте сами). В простейшем случае можно привинтить к шасси через прокладки.
Поскольку всё равно уже используются транзисторы - имеет смысл сделать электронный дроссель/стабилизатор в аноде: схема чувствительна к пульсациям по питанию. Но это заморочка небольшая - тоже на винт к корпусу, и все дела.
О схемотехнике...
Фишкой оказывается то обстоятельство, что твердотельная часть схемы относится не к классу двухтактных, а к классу однотактных -
это истоковый (эмиттерный) повторитель!
Для уменьшения потребляемой мощности используется динамически согласованная нагрузка ИП - нижнее плечо модулируется с катода входным сигналом, обеспечивая дополнительную прокачку тока через нагрузку в нижней полуволне. Но вот сам контроль за напряжением на нагрузке остаётся за верхним плечом при любых раскладах.
Именно по этой причине звучание должно полностью соответствовать звучанию SE - отсутствует искажения ступеньки при малых амплитудах сигнала.
На мой взгляд, это открывает большую перспективу для использования схемы в ХЭ - о чём я намерен говорить отдельно, возможно, затравив соответствующий топик в другом разделе. К этой теме у меня есть вполне конкретные соображения, вплоть до использования модифицированного схемотехнического решения для референсного мониторинга в звукозаписи
Эта возможность обусловлена ещё одной фишкой схемы - низким выходным импедансом, позволяющим задружить схему с классическими мониторными АС, рассчитанными на высокое демпфирование.
Конечно, это уже не совсем тру-тьюб - но не факт, что это не повлияет на звук только положительно.
Во всяком случае в сегменте бытового демократичного хайэнда это можно считать позитивной фичой - поскольку расширяет ассортимент доступных АС.
Вместе с тем, в отличие от классических транзисторных УНЧ с глубокой ОООС, выходное сопротивление этого усилителя будет немного повыше - трансформатор имеет своё собственное сопротивление, которое уменьшает фактор демпфирования и АС с этим усилителем должны звучать посвободней.
По ходу обсуждения, я буду дополнять этот заглавный пост новыми пунктами - что б соблюдалось единство идеи. Кроме того, резервирую второй пост за собой - что б тоже связать информацию в единый объект и читающему поменьше рыскать по длинному (я надеюсь
) топику...