Hot Topic (More than 25 Replies) Нашкрябать РСВ (Прочитано 1811 раз)
VAT
Разбирающийся
****
Вне Форума



Сообщений: 1101
Местоположение: Moscow
Зарегистрирован: 27.09.2005
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #20 - 31.01.2018 :: 23:35:27
Post Tools
В чем преимущество перед лазером - понятно. А вот ЧПУ мог бы еще отверстий насверлить. И саму плату вырезать. А перед ЛУТ тоже преимущества невнятные.
  
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13231
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #21 - 01.02.2018 :: 08:01:44
Post Tools
Ну, разумеется - дыркинг входит в обязательную программу  Класс
Речь идёт именно о сквозной технологии полного цикла.

А про ЛУТ я написал вполне конкретно - при изготовлении плат большого размера (мне нужны до 220 мм) совмещение топологии с дырками превращается в аттракцион с непредсказуемым исходом.
Лазерный принтер не обеспечивает необходимую точность - и дырки оказываются за пределами пятаков. Причём, я рисую пятаки ого-го какого размера - и всё равно не натягиваются по краям дистанции.

Потому мелочь я делаю ЛУТом легко - а вот с большими платами приходится отказываться от автоматической сверловки и делать её вручную. А глаза у меня уже поело так, что сверлю почти наугад - тоже тот ещё аттракцион.

Да и в мелком калибре тоже есть проблема с ЛУТом - нужно совместить дырки с ЛУТом, а это ручная операция, хоть штыри и помогают. Но всё равно мне уже затруднительно контролировать такие процессы - глаукома же ж и линзы не помогают.

Так, что шкрябинг оказался достойным выходом из клубка моих проблем...
  

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
VAT
Разбирающийся
****
Вне Форума



Сообщений: 1101
Местоположение: Moscow
Зарегистрирован: 27.09.2005
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #22 - 01.02.2018 :: 11:52:56
Post Tools
по идее можно растянуть изображение прямо в спринтлейауте в печати - подогнать. И в настройках принтера у меня вроде тоже есть. Это чтобы вообще плата вписалась в посадочные места.. не думаю что так врет чтобы ДИП компоненты не совпадали.
И в самой программе чпу нет разве калибровки? т.е. калибровать станок прямо по плате. Сам станок нужно еще на люфты проверить.
Чем больше плата тем дольше она будет шкрябаться и вероятность что чтото пойдет не так тоже вырастает. Мне казалось что фрезер лазер и шкрябер удобны для мелких  плат типа usb-com или ардуин.

Да,  глаза это засада - сам вижу нормально на расстоянии полметра +- 10см. И постоянно не хватает света.      
  
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13231
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #23 - 01.02.2018 :: 16:10:51
Post Tools
Цитата:
по идее можно растянуть изображение прямо в спринтлейауте в печати - подогнать.

К сожалению, эта идея не работает - это первое, что приходит в голову при столкновении с проблемой и проверяется тоже на автомате.
Любая нормальная программа позволяет масштабировать - но, к несчастью, неравномерность масштаба нестабильна и имеет место в локальных зонах одного отпечатка.
По крайней мере этот баг свойственен моему панасу - в целом вполне адекватному принтеру из бюджетников.
А устраивать конкурс с выбором принтера по этому параметру как-то мне сильно не в кайф.

Потому поиск вариантов сквозного цикла на шайтан-машинке - это наиболее правильный подход. ИМХО.

Первый вариант - до конца не отработанный, но подготовленный для опробования: жечь лазером.
В двух версиях - растровый и векторный.
Растр требует отдельного софта и высокоскоростных приводов. Или много времени.
Вектор можно делать на стандартном РСВ-софте, в режиме изоляции треков. Однако, надо решить проблему выключения луча при переходе от дорожки к дорожке - я для этого предполагаю поставить дополнительный концевик, физически отключающий лазер при парковке каретки в транспортную зону. В софте уровень безопасного перехода задаётся конкретно - и этим можно воспользоваться для отключения луча.

Я пока ещё не поставил нужный концевик (геркон с магнитом на каретке) - потому и не попробовал.

Жечь по скотчу - потом вручную отдирать меж-трековые куски. Это вполне технологично - даже с моими глазами проходит...

Но, похоже, шкрябинг всё это решает в лучшем виде - и потому сейчас ставка на него, а лазеринг опять побоку.

Впрочем, окончательно судить буду по практическому результату на большой плате. А до этого надо ещё добраться - раскидать текучку, а её немало...

Цитата:
не думаю что так врет чтобы ДИП компоненты не совпадали.

Помимо дипов, есть ещё и переходные отверстия - с небольшими пятаками и сверлёжкой 0.5 мм.
В общем, каждый раз - это натягивание совы на глобус: час для подбора масштаба и куча изведённой впустую бумаги (и тонера!).
При всё равно не идеальном результате...

Ну, не выходит каменный цветок  Плачущий

Цитата:
И в самой программе чпу нет разве калибровки? т.е. калибровать станок прямо по плате.

Озадачен
Машинка очень чётко держит все размеры - это проверил с пристрастием. Ошибка - реально не больше пяти соток. в крайнем случае - обещанная десятка.
Этого для удовлетворительного попадания дырки в пятак - достаточно.
Не укладывается принтер: рисовал сетку 5 мм - и потом прямо по бумаге, накленной на жертвенную подложку дырявил. Потому характер отклонений по полю изучил.

Цитата:
Чем больше плата тем дольше она будет шкрябаться и вероятность что чтото пойдет не так тоже вырастает.

Да я вполне счастлив и день подождать - лишь бы точно на выходе было. Не я ж этим занимаюсь - ШМ грызёт, а я при своём деле.

Цитата:
Мне казалось что фрезер лазер и шкрябер удобны для мелких  плат типа usb-com или ардуин.

Сверлит большие совершенно адекватно - я впервые разными свёрлами могу проходить. И зенковать верхний полигон - тоже.
И спец-принты с хитрыми ногами (например, щель под плоские выводы гнезда питания) только так режутся.
Теперь вот появилась технология присовокупления к дыркам и топологии.
  

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13231
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #24 - 18.02.2018 :: 04:31:18
Post Tools
Продолжаю совершенствовать технологию.

Задумался о шкрябинге паяльной маски.
Для этого прикупил баллончик кремнийорганической термостойкой краски - по паспорту держит 650 и выше.
Для паяльной маски - это выше крыши.

Пока шкрябал вручную и не запекал (по тинструкции надо запекать при 300 порядка 15 минут).
После просушки в несколько часов посмотрел, как царапается - остался очень доволен: плёнка эластичная, след от погопина правильный - не хуже, чем на маркерной мазне.

Это значит, что сам шкрябин для вскрытия пятаков состоится без особых вопросов - вопрос пока в том, как оно поведёт себя после запечки: хватит ли прочности, что б заменить эпоксидную маску?

ЗЫ: смывается растворителем (646). Вероятно, и ацетоном.

В общем, пробую запечку...
  

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13231
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #25 - 05.03.2018 :: 13:43:46
Post Tools
М-да... Не всё так просто  Печаль

Никак не выходит каменный цветок большая плата: большая, это 200х90 мм.
С мелкими - всё тип-топ, а с этим важным для меня резмером всё время что-то мешает.

На этот раз вмазался в то, что ресурса погопина не хватает - примерно после половины дорожек остриё затупляется настолько, что перстаёт шкрябать и начинает скользить  Злой

В принципе, руками шкрябер затачивается - но пока не нашёл способа делать останов программы с продолжением с того же места...

Ну, и то, что не все фломастеры одинаковы на вкус - это факт.
Взял по дешёвке в Ашане пачку разноцветных перманентов (4 шт). И поостерёгся сразу на серьёзный проект пускать - решил протестировать все: закрасил по кусочку каждым цветом и сравнил укрывистость. Только голубой (не чёрный!) более-менее прикрыл без протравов.
Пустил на проект - и еле-еле успел поймать: на полигонах микроцарапины.

Так, что выбирайте маркер с пристрастием...
  

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13231
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #26 - 07.03.2018 :: 02:12:06
Post Tools
БИНГО!

Всё состоялось - большая нашкрябана, просверлена, протравлена и дожидается хим-лужения.

Таким образом, главная цель -  изготовление плат формата "полурэк" - достигнута и состоятельность шкрябинга, как технологии, доказана практически.
А вложения в шайтан-машинку полностью оправданы - всё, что планировалось, как обязательное, реализовано.
Остались только бонусные ништяки...

И это - без доработок машинки, которые буду делать обязательно, но с ними можно не торопиться...

ХИНТ: чуть было не перетравил - на глаз в канавках были заметны ошметки (тонкая плёночка чернил) и казалось, что это недотравы.
Но на самом деле (с) эта плёночка не мешает ХЖ снимать медь - её нужно смахнуть ватным тампоном и надо было просто сделать это минут через пяток после начала травления, а я сделал спустя почти час.
Тем не менее, чернила выдержали - и полигоны практически идеальные (кроме тех мест, где я сам их поцарапал, когда заклеивал обратную сторону платы).
ХИНТ: надо будет проэкспериментировать с краской для защиты обратной стороны - меньше шансов повредить нежное укрытие маркерных чернил.

Общее качество - совершенно зачётное.

Я очень доволен! Очень довольный Очень довольный Очень довольный
  

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10043
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #27 - 17.04.2018 :: 09:53:10
Post Tools
А с лазером есть подвижки?
Не годится ли лазер для ударно-температурного отшелушивания или испарения маркерной (или какой-либо иной) краски?
  

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13231
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #28 - 17.04.2018 :: 17:17:26
Post Tools
Лазер подготовлен для навески на ШМ - но на этом и застрял.
Реальные дела требуют реального результата - а тут эксперименты, панимаш (с) ЕБН

По данным разведки лазером можно и краску жечь, и плёнку резать - и я на это конкретно расчитываю.
Но не сейчас...

  

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10043
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #29 - 19.04.2018 :: 14:56:31
Post Tools
Офигенно!
Лазер + краска - это тема!
Только я не понял, зачем парень в клипе намазюкал 6 (шесть)  слоев авто-грунтовки, когда есть маркер... оттого, может быть, у него дорожки получились с неровными краями?
Интересно, прокатит ли в качестве выжигаемой краски маркер?
По идее, чем тоньше слой краски, тем меньше затраты энергии на ее выжигание, то есть лазер может быть слабее, а время экспозиции - меньше (?)
На фотке - лазерный гравер 1 Ватт, цена 70 долл. на Алиэкспрессе, взято навскидку.
« Последняя редакция: 19.04.2018 :: 15:11:02 от DDD »  

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13231
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #30 - 19.04.2018 :: 16:59:08
Post Tools
Цитата:
Только я не понял, зачем парень в клипе намазюкал 6 (шесть)  слоев авто-грунтовки, когда есть маркер... оттого, может быть, у него дорожки получились с неровными краями?
Народ в роликах резвится по чёрному - там бывает такая тупизна  Ужас Ужас Ужас

Цитата:
Интересно, прокатит ли в качестве выжигаемой краски маркер?
Несомненно прокатит - тут вопросов нет.
Но я полагаю, что краска всё же будет правильней - маркер слишком нежен и с ним намного аккуратней приходится обращаться на всех стадиях.
А с лаком - пыльнул, подсушил и мацай руками, сколько влезет.
Укрывистость от любой химии - на порядки выше.

ХИНТ: полагаю, что воск - тоже не проблема для выжигалки.

Цитата:
По идее, чем тоньше слой краски, тем меньше затраты энергии на ее выжигание, то есть лазер может быть слабее, а время экспозиции - меньше (?)
Несомненно.
Но это все решается на этапе отладки технологии.
В том числе подбор подходящей к случаю краски - они существенно разные и надо искать.
Но вот к мордам покрытие нашёл - очень славно получается.
Фотиком обзавёлся - так, что освобожусь от текучки и нащёлкаю то, что в целом имею.

Цитата:
На фотке - лазерный гравер 1 Ватт, цена 70 долл. на Алиэкспрессе, взято навскидку.
Хе-хе...
Обрати внимание, на чём там механика  Ужас

И это всё - можно нахаляву:





Но без сверлушки - это всё нинафиг не нужно, поскольку ЛУТ главней.
ЧПУ интересен именно как сверлуха - причём, в мелких габаритах он прекрасно с ЛУТом сопрягается.

А ДВД-ЧПУ - не обеспечивает таскание шпинделя.

Потому минимальный вариант - это CNC 1610 с рабочим полем 160х100 и нормальным шпинделем.
Он такой же, как мой 2418 - но за счёт меньших пролётов получается даже более жёстким.
Но мне он мал...

ЗЫ: в качестве прожигального варианта я рассматриваю не краску, а плёнку (оракал, скотч).
С плёнкой получается много быстрей - нужно только объехать контура дорожек и это делается в векторном режиме.
А прожиг краски - в растровом.
Причём, с плёнкой нет нужды выкашивать всю поляну - достаточно просто пинцетом снять плёнку и делается это в шесть секунд.

В общем и целом - вариантов море.
Надо только правильно формулировать свои хотелки...
  

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
DDD
Гуру
*****
Вне Форума


Имею личный
текст

Сообщений: 10043
Местоположение: Alma-Ata
Зарегистрирован: 22.04.2005
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #31 - 19.04.2018 :: 17:05:21
Post Tools
У меня на платах типично 4 дырки: земля, питание, вход и выход.
Так что, посверлить не особо в нагрузку, можно и вручную по намеченным при травлении центрах.
  

Готов подписаться под каждым своим словом
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13231
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #32 - 20.04.2018 :: 19:29:49
Post Tools
Цитата:
У меня на платах типично 4 дырки: земля, питание, вход и выход.
Так что, посверлить не особо в нагрузку, можно и вручную по намеченным при травлении центрах.

Тогда тебе шкрябинг нинафиг не задался - ЛУТа тебе за глаза и за уши.

А мне - вот это лепить надо: (см.аттач)

Тут ЛУТом не отбрехаешься - и дырки руками долбить я уже не в форме.
Потому только ЧПУшить.

Комментарий: лужёнка с брачком - ЖО либо подохла, либо не хватило (думаю, что всё ж первое).
Но поскольку это нулевой макет (в прошлые времена такое собиралось на шанхай-слепыше) - то заморачиваться не стал: паяется - и ладно...
  

LEGENDX2_1.jpg ( 239 KB | 22 Загрузки )
LEGENDX2_1.jpg
LEGENDX2_2.jpg ( 225 KB | 22 Загрузки )
LEGENDX2_2.jpg
LEGENDX2_3.jpg ( 152 KB | 19 Загрузки )
LEGENDX2_3.jpg

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13231
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #33 - 25.04.2018 :: 17:54:48
Post Tools
БИНГО!

Попробовал насуррогатить паяльную маску из высокотемпературной краски - пыльнул из чёрного баллончика на бракованную платку. Чуток просушил - минут 10.
Даже на стал запекать, как рекомендуется.

На вид - очень даже неплохо смотрится.
Руками отшкрябал несколько площадок - благо, что они из-под слоя красочного чуток выступают и видны глазами.
Проверил недосушенную краску на утечки - выбрал две самых длинных дороги, идущих рядом. Тестер сопротивления никакого не увидел - всяко лучше 20 мегом.
По уму надо б мегером пробить - но и так ясно, что на низковольтаж оно годится без вопросов.

Запаял на пробу транзючок - очень славно!
Конечно, по прочности оно эпоксидке сливает - ногтем, острым жалом сковыривается.
Но это всё второстепенно - главное, что оно успешно предотвращает растекание припоя и в целом должно позволить применение стандартной технологии групповой пайки СМД запеканием.

ХИНТ: очень качественно должна пройти маркировка лазером - тем паче, что тут до меди жечь нет нужды.

ХИНТ: приготовил старую алюминиевую кастрюлю - буду из неё аэропечку лепить: поставлю на бок и прорежу дырки для фена и для выхода потока. Фен легко до 300 градусов шарашит - и этого должно хватить с запасом.
Заодно и маска пропечётся...

В общем и целом - направление весьма перспективное.
И шкрябинг - в основе: можно и дорожки шкрябать, и тем же макаром - маску...
  

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
Peratron
Гуру
*****
Вне Форума


GTLab - forever!

Сообщений: 13231
Зарегистрирован: 16.08.2009
Re: Нашкрябать РСВ
Ответ #34 - 04.06.2018 :: 00:34:38
Post Tools
В целом - прошёл полный цикл шкрябинга, начиная с отрисовки топологии по маркеру и до вскрытия шкрябингом паяльной маски с финальной запайкой компонентов.

По ходу отработки технологии был сделан правильный шкрябер на основе стандартного гравёра с пружинкой (классический rotary tool).

Фотосессия - в подготовке...

ХИНТ: настоятельно рекомендую всем самопайщикам осваивать шайтан-машинку!
Результат многократно окупается - в первую очередь качеством даже единичных образцов, а так же - низкой трудоёмкостью и быстротой изготовления.
  

Схемотехническая мантра: титцешенкохоровицехилл. Повторять до просветления...
Наверх
 
IP записан
 
 
  « Главная ‹ Раздел Наверх этой страницы