Первые результаты по динамическому сьему со струн образца 2015-го года, так как эти попытки были еще много лет назад...
"Подопытным кроликом" стала моя отпионеренная до неузнаваемости чешская старушка Alfa 65-го года выпуска, она уже года так 33 только этим и занимается.
На ней еще в 80-е были первые такие же эксперименты, поэтому на струнодержателе уже были рассверлены отверстия для изоляционных втулок.
На данный момент на ней уже был 6-канальник с хамбом.
Бридж раньше был родным - деревянным с кусочками ладов под струнами, но позже был сделан металлический с колесиками. Вот с ним и пришлось поработать по части изоляции струн шайбами и прокладками. Заодно на нем и должна устанавливаться платка с контактами для сьема и преампом.
Платка (шот 3D модели), и ее лейки (1:1 600DPI), предупреждаю, на Альфе и некоторых других "чешках" расстояние между струнами немного меньше, чем общепринятое на Стратах/суперстратах.
http://vermalizer.narod.ru/projects/6CH_PERB/Pictures/Alfa_stringpickup_105x145....
Это 3D VRML модель в сборе (для просмотра нужен VRML nплагин Cortona3D Viewer http://www.cortona3d.com/ru/cortona3dviewer) :
http://vermalizer.narod.ru/projects/6CH_PERB/6ch_perb_vrml/6ch_perb.wrl
Так как эксперименты еще не закончены, и на этом железе будут пробоваться другие бредовые идеи, то платка сейчас разделена на две половинки - сьема и преампа. От родного ретейнера по грифу идет прилепленный скотчем (чтобы пока зря не портить гриф бревна) обратный провод. Лады не соединялись, пока необходимости не наблюдалось, позже выясню насколько это критично. При опытах 80-х с повышающим трансом это было необходимо, но, возможно, сейчас уже не понадобится. "Кишки" на данный момент выглядят так :
Преампы сделаны по вот той комплементарно-двухтранзисторной схемке использованной коллегой Peratron, модифицированной для полосового фильтра 1-го порядка с канальными полосами от 1 лада до 20-го, так как необходимо ослабить как НЧ, чтобы подавить выбросы постоянной составляющей, так и ВЧ, уменьшив шум. Таблица частот стандартного строя гитары прилагается.
Как оказалось, даже при паре BC807/BC817, шум преампа был намного ниже всех остальных паразитных сигналов. Применение ОУ даже как усилителей с нулевым входным сопротивлением не оправдало себя - все очень шумело. Усиление по напряжению в полосе пропускания около 50..60 Дб (примерно 900 раз), как оказалось, его многовато для приведения с "стандартному" хамбу, и, наверное, буду уменьшать, так как преамп на пиках входит в ограничение. Для подавления прямого детектирования радиочастотных сигналов вход зашунтирован емкостями. Платка экспериментальная, да и после монтажа еще не мылась, поэтому на вид страшновата.
Как 6-канальный дисторшн, был использован уже имеющийся в бревне один из работавший с 6-канальным звукоснимателем вариант платки, склепанный в 2008-м году - инвертирующие ЛУ на LM324 и регуляторы гейна на КП103.
В общем, для кое-какого сигнала хватало и магнитов звукоснимателей, но реально этого мало, и было применено два редкоземельных магнита от дохлого "винта", наскоро прилепленных скотчем.
Первые впечатления не очень радовали - этот "виток" струна-обратка прилично ловит магнитные поля, и как сделать в этом случае "хамбакер" - пока смутно прикидываю. В принципе, как конструкционный метод, наверное логично предположить все-таки металлический гриф (как очень близкую "обратку") или максимальное приближение "обратки" к струнам, а как схемное решение - сделать через один каналы противофазными, и строго выровнять их усиление, хотя, для раздельной обработки или разброса струн по стереопанораме это не поможет. Фон слышен только в паузах, почти с уровнем основного сигнала, а во время звучания подавляется, и пропадает. По разделению каналов - на первый взгляд, с "правильно фильтрованными" магнитными датчиками разницу не слышно. Но, прислушавшись, улавливается все-таки IMHO меньше грязи. Все портят именно наводки в паузах.
Сэмплы. Под рукой _настоящего_ музыканта не было, поэтому пришлось его "сэмулировать" самому, поэтому сэмплы короткие и бессмысленные - только как пример звучания. Никакой обработки их не производилось, чтобы каждый, кому это было бы интересно, пропустил бы это через свои любимые фильтры/дилеи/хорусы/реверы. Эти делались с "домашним" комбиком Ibanez GTA-10 на громкости тихого разговора , и "петелечным" компьютерным электретником на расстоянии 5..10 мм.
Типа-клин с байпаса после самого струнного преампа. Видно, что он на пиках мягко клипит. И ступенька слышна немножко, скорее всего, это из-за особенностей LM324 - я от них в звуковом тракте давно уже отказался из-за этого.
http://vermalizer.narod.ru/projects/6CH_PERB/Samples/sample1.mp3 http://vermalizer.narod.ru/projects/6CH_PERB/Samples/sample2.mp3
С бОльшим гейном, чуть ниже того уровня, когда уже начинает слышаться фон.
http://vermalizer.narod.ru/projects/6CH_PERB/Samples/sample3.mp3 http://vermalizer.narod.ru/projects/6CH_PERB/Samples/sample5.mp3
Максимальный гейн - я специально не пытался резать сэмпл на фоне, чтобы его было слышно. Конечно, умным гейтом его можно почти устранить, но лучше бы его было поменьше изначально...
http://vermalizer.narod.ru/projects/6CH_PERB/Samples/sample4.mp3
А это типа-клин прямо в линию, без всяких темброблоков-усилков-динамиков-микрофонов, для издевательств с реампингом или фильтрования/эффектов.
http://vermalizer.narod.ru/projects/6CH_PERB/Samples/sample6c.mp3 http://vermalizer.narod.ru/projects/6CH_PERB/Samples/sample7c.mp3
В общем, IMHO пока неоднозначно, главные недостатки - ловля магнитных полей, пока теоретически малоустранимая, и "неровность" звука, о его некоторой "безликости" за счет отсутствия яркой резонансной атаки, как в магнитных датчиках пока молчу, возможно, это даже плюс, так как широкая полоса позволяет сделать любые резонансы.
Дальнейшие пробы намечаются по стыковке этой прибамбаски с гитарным синтом Roland GR-09 вместо штатного GK-2A, и тестирование уже как синтезатора, в том числе и по MIDI.
Ну и еще осталось попробовать струны как драйверы сустейнера, незатухающий "струнный автогенератор", и подобные бредовые идеи.
|