Двухтактный выходной каскад гитарного тракта.
На 8 Ом дает 4 Ватта "чистого".
Сделан всего на 2 транзисторах (характеристики на поле схемы).
Из особенностей:
- выходной каскад сделан по схеме ОИ, что обеспечивает "естественное" высокое выходное сопротивление для правильного взаимодействия с динамиком;
- хороший гармонический состав в перегруженном состоянии, а именно значительные 3-я и 5-я гармоники, а дальше быстро затухающий хвост более высоких обертонов (на графиках показаны осциллограмма и спектр Фурье при 4-кратной перегрузке);
- без проблем работает на емкостную нагрузку, работал час на динамик, зашунтированный кондером 10 мкФ, все в порядке;
- схема проще (и дешевле) некуда.
Ток покоя и рабочая точка (половина питания на выходе) стабилизированы по температуре и по напряжению питания, так что усилитель реально работает при питании от 17 до 30 Вольт (выше мой источник питания не регулируется).
Требуется источник питания с малыми пульсациями. Я пробовал китайский лабораторный блок питания, а также транс-выпрямитель-фильтр 5000 мкФ, причем просто с выпрямителем в динамиках слышен еле заметный фон при отсутствии сигнала, а при полной нагрузке на выходе чувствуется добавка 100-Герцовой составляющей.
Я рекомендую все-таки стабилизированный блок питания, можно импульсный. Приятель порекомендовал попробовать БП от старого лэп-топа, 19 Вольт, 2.4 Ампера.
Регулировки - на поле схемы. Сначала надо выставить ток покоя, потом - пол-питания на выходе, и повторить эту процедуру 2-3 раза.
Оба транзистора без прокладок сидят на едином радиаторе с пачку Кэмела, в любых режимах нагрев не вызывает дискомфорта при касании радиатора рукой.
Раза три случайно коротил выход на землю, ненадолго. Лабораторный блок был выставлен на ограничение 2 Ампера, защита сработала, а в нестабилизированном блоке выгорел 3-амперный предохранитель во вторичной цепи, транзисторы остались целыми.
Проверял на следующих динамиках:
- 4ГД8Е, 2 штуки последовательно: звучит резко, напористо, пришлось убавить ВЧ тембром;
- 4ГД35, 2 штуки последовательно: звучало мутновато и песочно, пришлось зашунтировать кондером 3.3 мкФ, что исправило звук в корне;
- самодельный гитарный кабинет с динамиком Дженсен 10 дюймов, закрытый с двумя фазоинверсными дырками: звучит просто шикарно без всяких корректировок.
----------------
Для раскачки входа УМ использовал старую 9-Вольтовую примочку с Маршалловским 3-ручечным ТБ плюс Презенс, на выходе TL061, максимальный выход чуть более плюс/минус 4 Вольт. Гонял как в линейном режиме с искажалкой от примочки, так и в режиме перегруза самого УМ, аж уши завяли от громкости.
-------------
По моим прикидкам, если взять небольшой импульсный БП, то все хозйство можно уместить в коробку величиной с толстенькую книжку, а для раскачки использовать примочку наподобие той, что использовал я.
* Всё, что правее резистора R16, есть эквивалентная схема гитарного динамика (автор эквивалента - коллега
KMG).
** На двух нижних картинках показана форма сигнала при 4-кратной перегрузке (входное напряжение 4 Вольта амплитуды при начале ограничения на 1 Вольте) и соответствующий спектр Фурье. В спектре видны значительные 3-я и 5-я гармоники и незначительный спадающий набор высших гармоник.