Уффф...
Попробую на пальцах объяснить не самый простой и многофакторный процесс...
Итак, первая фича МЗ (магнитной записи) состоит в том, что рабочая зона (РЗ) образуется на сбегающем конце зазора в сердечнике записывающей головы. В силу геометрическо-магнитных причин рабочая зона выглядит в пространстве, как изогнутая полоска, наклонённая под некоторым углом к направлению движения.
Пространственные размеры РЗ определяются величиной тока подмагничивания (ТП) - при оптимальном ТП полоска наклонена под углом около 45 градусов и пронизывает рабочий слой (РС) на всю толщину.
Проекция РЗ на плоскость поверхности ленты определяет
пространственную разрешающую способность записи - если длина волны записываемого сигнала равна ширине РЗ, то полупериоды компенсируют друг друга и намагниченность падает до нуля (
волновые/геометрические потери).
Длина волны определяется скоростью движения ленты - чем выше скорость. тем длинней волна при одной и той же частоте.
То есть, верхняя рабочая частота будет тем выше, чем выше скорость. При этом, плёнка с меньшей толщиной магнитного слоя даст проекцию меньшего размера - разрешающая способность (диапазон частот) улучшается с уменьшением толщины. Но при этом падает отдача - магнит теряет мощность. Значит, растёт шум.
Даже при толстой плёнке можно уменьшением подмагничивания сделать рабочую зону такой, что она будет промагничивать ленту не на всю толщину. При этом, уменьшится размер проекции и возрастёт разрешающая способность (повысится верхняя граница частотного диапазона). Плата будет той же - падение отдачи, а следовательно и ухудшение с/ш. Причём, положение против тонкой ленты, промагничиваемой на всю глубину, усугубится тем, что непромагниченная часть слоя будет шунтировать магнитный поток.
Потому в студийных магнитофонах лента толстая, а подмагничивание - оптимальное (по максимуму отдачи на средних частотах - т.е на всю глубину слоя), а частотный диапазон достигается повышением скорости.
Помимо геометрических обстоятельств и связанных с ними волновых потерь, на процесс влияет размагничивание в сбегающем участке рабочей зоны - если бы градиент поля головки был идеально крутым, то все частоты одинаково бы выходили из рабочей зоны. Но на практике градиент спада поля на границе рабочей зоны не идеален - и потому высокие частоты успевают на границе дополнительно размагнититься (это
потери на размагничивание). Они определяются конструкцией головки - степенью сфокусированности поля.
Плюс к этому волновые потери головки воспроизведения.
Потери ВЧ в целом достаточно значительные - до 40 дБ. Их компенсируют и в усилителе записи (предкоррекция), и в усилителе воспроизведения (посткоррекция).
Одна очень важная фича, существенно влияющая на звучание, но о которой совершенно забывают: частотные потери в системе головка-лента не вызывают сдвига фаз. А вот корректирующие усилители реализуют нелинейные АЧХ за счёт RLC-цепей, и значит, очень серьёзно фазу курочат.
А от фазы сигнала зависит устойчивость фронта волны - то есть, импульсные передаточные х-ки.
Ещё одна фича, про которую обычно не задумываются:
подмагничивание оптимизируется по однотональному (синусоидальному) сигналу - но музыка является сложной комбинацией тонов и в магнитофоне эти тоны обеспечивают взаимное подмагничивание!
Это приводит к очень важному свойству - интермодуляция в сложном сигнале в тракте головка-лента-головка может быть несравнимо ниже, чем в любой нелинейной схеме (наподобие того сатуратора, который предложили тут в предыдущих постах). Сигнал же на тестовом монохромном сигнале может иметь тот же уровень артефактов, что и в "сатураторе".
К чему это приведёт? А вот к чему: одинокий голос насыщается гармониками (как это происходит в "сатураторах" или ламповых каскадах), причём характер спектрообогащения экологичный (совпадает с оптимальным для слухового аппарата - как и в лампе).
Но в сложном (мнготональном) сигнале не происходит пропорциональное нарастание интермодуляционных компонентов, грязнящих музыку. Более того - артефакты минимизируются!
Разумеется, этот феноменальный характер звучания зависит от правильности выбора подмагничивания, коррекции, а так же и рабочего уровня и является сложным компромиссом при настройке.
И, как видим, никакие из известных радиотехнических схем такими свойствами не обладают - так, что перспектив на аналоговое моделирование не предвидится.
Только цифра способна воспроизвести физическую модель процесса с такими свойствами.Это очень вкратце - в магнитозаписывающей технике много и других фичей.