... продолжение
— Люди часто не задумываются о том, что именно препятствия порой подталкивают к стремлению добиться чего-то серьезного в жизни. Своего рода спортивный азарт что ли. Мне временами кажется, что бытовая неустроенность, отсутствие сколь-нибудь пристойной материальной базы развивают у советских радиолюбителей-конструкторов, да часто и у специалистов, особую изобретательность, недоступную их западным коллегам, привыкшим работать на всем готовом. Я имею возможность сравнить условия, в которых приходится творить электронщикам в Советском Союзе и зарубежных странах, и могу утверждать: предоставь нашим такую же базу, какая там, у них «за бугром», и они будут выдавать продукцию, самых что ни на есть мировых стандартов. Сказанное Паперным нетрудно подтвердить его же собственным примером. Представителя «Филипса» как раз и поразило, что Сергей из отечественного «мусора» сумел создать аппаратуру «их» качества. Ему удалось, к примеру, на студийном уровне записать с помощью сконструированного им же блока обработки (Сергей попросил не путать с синтезатором) все тембры композиций всемирно известного рок-музыканта Джимми Хендрикса, славящегося звуковым богатством мелодий, с абсолютной точностью воссоздать «металлические» тембры таких гитар, как «Крамер-гитар», «Вашберн» и других. Качество звучания получилось студийное. Между тем еще раз подчеркну, аппаратуру Паперный собирал в условиях, далеких от тех, в которых принято изготавливать электронику для студийных записей. Одной из самых удачных своих разработок (кстати, во всех Сергей использует цифровые программные устройства) конструктор считает ту, которая позволяет еще до записи «живой» музыки накладывать на пластинку одновременно восемь (!) музыкальных произведений или вариантов одной мелодии, чтобы затем на их фоне наигрывать основную версию или сольную партию. И опять же (при совет- ских деталях!) качество — не хуже, чем у тех же «Филипса» или «Ямахи». А себестоимость — намного ниже. С голландской фирмой Паперный сотрудничает уже около года. И все не перестает удивляться западному образу жизни. Причем не магазинному изобилию (к этому, говорит Сергей, привыкнуть как раз несложно, особенно если приезжаешь туда работать, а не на экскурсию) и не к зарплате, которую платят на «Филипсе», а тому профессионализму, с которым там относятся ко всякому делу. — В области конструирования ЭМИ, как это ни парадоксально, все основные открытия сделаны до 1911 года в России,— говорит Паперный.— Но мы мало что знаем о них и еще меньше используем. А ведь специальная архивная литература содержит огромное количество идей, которые и сегодня можно использовать в новых разработках. Я, например, все свои ближайшие творческие планы тесно увязываю с изучением архивов. Правда, времени не хватает. Придется, опять-таки к неудовольствию семьи, работать по ночам, но мне к этому не привыкать. У Сергея Паперного замыслов немало. И кое-что он намеревается показать уже через год на какой-либо выставке в нашей стране. Причем дело хочет поставить «на широкую ногу»: пригласить, к примеру, пару классных гитаристов, которые «вживую» продемонстрируют специалистам достоинства созданной им аппаратуры. Благо, опыт такого сотрудничества Сергей сейчас нарабатывает — он создал свою «бригаду», выступающую в стиле «хард-рок», в составе которой играют два англичанина и сам Паперный — на гитаре. Пока же, по ходу вояжей из Голландии в Союз и обратно, Сергей пытается наладить прочные технические и коммерческие контакты между исполнителями и разработчиками электронной музыкальной аппаратуры в обеих странах. — Я болею за наших ребят и если есть возможность помочь им, обязательно стараюсь это сделать. Но в планах — дела более серьезные. У нас (не без помощи средств массовой информации) сложилось превратное представление о соотношении мастерства отечественных и зарубежных исполнителей рок-музыки: наших почему-то считают «вторым сортом». Но при этом не учитывают одной «маленькой» детали. В Европе любая, даже средней руки рок-группа играет на аппаратуре, исключающей искажения, о которой многие музыканты в СССР представления не имеют и для которой у нас даже соответствующих терминов еще не придумали. А талантливых ребят у нас немало. Смешно же думать, что из всех наших групп только «Автограф» да «Парк Горького» / Стаса Намина достойны выступлений на западных площадках. Просто ребятам следует предоставить современную аппаратуру или хотя бы помочь сделать качественную запись. У меня, к примеру, имеется компрессор, через который можно пропустить запись среднего качества и получить звучание совсем другого уровня. Первые контакты на пути к этому виду сотрудничества с советскими музыкантами уже состоялись, и в перспективе я намерен заниматься этим постоянно. Есть у Сергея Паперного и задумки, рассчитанные на более далекую перспективу. А самую заветную он планирует осуществить, когда заработает нужное количество денег по контракту с фирмой «Филипс» — открыть свою мастерскую. В ней он будет разрабатывать и собирать аппаратуру для талантливых музыкантов, которым продвинуться на Олимп мешает лишь недостаточная техническая оснащенность. Тогда, видно, удастся выполнить и еще одну давнюю мечту — выпустить серию записей «Памятники великих гитаристов», донеся до слушателей все богатство звучания их композиций. Планы, согласитесь, достаточно сложные. Но я уверен, что столь свойственная Паперному нацеленность на результат не даст удаче отвернуться от него, и Сергей еще не раз продемонстрирует уже доказанное им умение работать на уровне мировых стандартов.
А. ГОЛУБЕВ Фото В. Афанасьева г. Москва
|