В общем, я закопался в тему Лесли настолько глубоко, насколько позволяла моя квалификация и доступная мне информация (была мысль даже сделать маленькую механическую модель с целью подробного изучения, но лень победила!
). Вообще-то, механическая модель в пределах доступа существует - у моего хорошего знакомого есть орган Farfisa - модель я не помню навскидку, двухмануальный и с ножной клавиатурой, но без футбаров, только с выключателями... Так в него встроен мини-Лесли - он широкополосный, там один динамик небольшой, а вращается барабан из плотного пенопласта с каналом для звука... При этом - основной встроенный динамик при включении Лесли отключается! Почему так - не знаю, хотя для каждого динамика есть свой усилитель...
Вот, кажется, подобный инструмент. Лесли - такой закрытый модуль, справа внизу
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Farfisa_pergamon_technik1.jpgВот так выглядит сам модуль Лесли:
Сложность в том, что орган нужно разбирать (я однажды это делал, когда его чинил), а владелец - человек занятой, да и я тоже... А еще однажды (лет 10-15 назад) я чинил самодельную Лесли колонку (я не знаю, у кого она сейчас, а тогда не догадался ее подробно исследовать). Там все было по канонам, вся механика соответствовала, кроме моторчиков - моторчиков было по 2 на каждый ротор и переключение было реализовано на электромагнитах - соответствующий моторчик прижимался ведущей частью к резиновому ролику.
В общем - пришлось довольствоваться тем, что есть. В качестве базы был выбран (по причине наличия
) инструмент Vermona Piano_Strings. Несмотря на некомплектность - в нем отсутствовала плата задающего генератора и октавных делителей, модуль хоруса (точнее этот эффект называется Энсембл - такая разновидность хоруса, которая из любой какашки сделает аналоговый стрингс
) оказался цел и даже исправен... Этот модуль (буду называть его привычным словом "хорус") в Вермоне сделан так: есть три параллельных линии задержки, а генератор LFO 3х фазный, причем их даже два - один совсем низкочастотный 0,6ГЦ, второй не совсем - 6Гц. В зависимости от положения кнопочного коммутатора эти сигналы поступают на управление линиями задержки (сдвиг фазы LFO между всеми ЛЗ - 120
0). Для получения звука "Стрингс" сигнал обоих генераторов LFO смешивается - т.е. звук медленно "плывет" и при этом еще и вибрирует, и это - в трех ЛЗ. В сумме получается жирнющий хорус, при прохождении которого жужжащий сигнал от октавных делителей на цифровых счетчиках превращается в приемлемый "стрингс" образца 80х. В общем - все это хорошо, но мне не подходит... Я решил использовать 2 линии задержки из 3х. Встал вопрос - а как быть с генератором LFO? Нужен был генератор переменной частоты с выдачей 2х фаз со сдвигом 90
0 - т.е.синусно-косинусный генератор. Я решил не заморачиваться аналоговыми решениями и сделать его программным. Последней сложностью оставались согласования уровней сигналов - проц работает с питанием 3,3В, вермоновские линии задержки же требуют LFO размахом около 15В (на самом деле меньше, но точные значения мне были неизвестны - все настройки звука Лесли предполагалось делать на слух) - ну и уровни аналоговых сигналов при прохождении ЛЗ и фильтров требовали согласования. Я решил максимально использовать имеющиеся резервы - например, для согласования уровней LFO я использовал элементы генератора LFO Вермоны (он сделан на транзисторах) - ибо LFO (2 для стереопары и 1 для модуляции НЧ) генерировал тот же процессор, причем в виде ШИМ импульсов. Транзисторы в качестве ключей увеличивали амплитуду импульсов, а RC цепочка их фильтровала - и все это подавалось на управление ЛЗ и фильтров. Вот блок-схема той конструкции:
Блок схема рисовалась (как и все остальные схемы в этом топике) не для публикации - просто мне самому сложно было ориентироваться в том, что я напридумывал, потому для удобства монтажа и поисков неисправностей я себе это рисовал
. Ну - вот таким был первый вариант цифроаналогового органа Hammond конструкции OldMike
Управляемые фильтры и модулятор НЧ были выполнены на микросхемах LM3080 и LM13700... Почему я не совместил отдельные блоки на схеме? Просто я нарисовал так, как это было реализовано "в железе" - я ж использовал как новые самодельные платы (процессор, коммутатор/фильтры, кроссовер), так и платы от Вермоны, причем платы изготавливались по мере их придумывания...
При этом - я еще подумывал добавить в инструмент MIDI звуковой модуль, для расширения возможностей (сейчас это менее актуально - да и модуль уже живет в другой клавише).